Для цитирования:

Ковалев В. Н., Булгакова О. В. Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности студентов образовательной организации высшего образования различных учебных физкультурных групп в период пандемии COVID-19 // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 20-27. DOI: 10.18500/2782-4594-2023-2-1-20-27, EDN: APHXSO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 126)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.012.1-053.81+616-036.21:578.843.1(470+571)
EDN: 
APHXSO

Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности студентов образовательной организации высшего образования различных учебных физкультурных групп в период пандемии COVID-19

Авторы: 
Ковалев Виктор Николаевич, Сибирский федеральный университет
Булгакова Ольга Викторовна, Сибирский федеральный университет
Аннотация: 

Цель исследования – сравнительный анализ некоторых показателей физического развития и физической подготовленности студентов вузов различных учебных физкультурных групп до и после ограничений по COVID-19. Представлен опыт работы по мониторингу физического развития студентов высшей школы лабораторией спорта и туризма Института физической культуры спорта и туризма Сибирского федерального университета. Отражены показатели физического развития и физической подготовленности студентов 1–3-х курсов, юношей и девушек 17–22 лет физкультурных учебных групп: аэробики, баскетбола и специальной медицинской группы различных институтов университета, установлено, что данные показатели в исследуемых группах в период преобладания дистанционной формы обучения незначительно снижены. Наиболее сниженным показателем является показатель относительной силы. Наиболее низкие показатели физического развития и физической подготовленности выявлены по всем рассматриваемым параметрам у студентов специальной медицинской группы. Наименее сниженные показатели физического развития и физической подготовленности выявлены у представительниц групп аэробики, показатель же гибкость улучшен. Сложившаяся неблагоприятная эпидемиологическая обстановка подтвердила необходимость развития различных систем мониторинга показателей физического и функционального состояний, физического развития, здоровья и физической подготовленности для высшей школы как в контексте реализации учебного процесса предмета физической культуры и коррекции развивающих воздействий в ходе занятий, так и при формировании здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.

Список источников: 
  1. Елькова Л. С. Проблема здоровьесбережения в высшей школе // Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10, № 5. С. 256–257.
  2. Шевырдяева К. С., Лыгина М. А. Изучение ориентации студентов на ведение здорового образа жизни и сформированности ценностного отношения студентов к здоровью URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenieorientatsii-studentov-na-vede... (дата обращения: 22.06.2022)
  3. Бушма T., Зуйкова Е., Волкова Л., Митенкова Л. Преодоление учебного стресса студентами разных профилей обучения // Здоровье – основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14, № 2. С. 876–882.
  4. Волкова Л. М., Дасько М. А., Пахомов Ю. М. Анализ удовлетворенности качеством жизни современных студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 4 (194). С. 89–92. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p89-92
  5. Горская И. Ю., Мироненко Е. Н., Антипин В. Б. Самоконтроль функционального состояния студентов в процессе аудиторных и самостоятельных занятий физической культурой // Современные вопросы биомедицины. 2022. Т. 6, № 2 (19). https://doi.org/10.51871/2588-0500_2022_06_02_32
  6. Изаак С. И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга : дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006. 344 с.
  7. Семенова Л. М., Куприянов С. В., Семенова Ю. В. Функциональное состояние организма студентов в период обучения // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017. № 12 (19). С. 183–187.
  8. Насобина А. А., Пермяков О. М. Здоровье сберегающие технологии в вузе. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/20086/1/zsiaso_2017_058.pdf (дата обращения: 21.07.2022).
  9. Лозовая М. А., Лозовой В. А. Вопросы спортизации в социумах. Спорт для всех. URL: http://oreluniver.ru/file/science/confs/2015/sport/publ/5_Lozovaya_Sport... (дата обращения: 17.08.2022).
  10. Лыкова Е. Ю. Руководство к практическим занятиям по возрастной анатомии, физиологии и гигиене: учебно-методическое пособие для студентов. Саратов : Сарат. гос. ун-т, 2019. 80 с.
  11. Алексеева Е. Н. Методы исследования физического развития и физической подготовленности студентов: учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов очной и заочной форм обучения по всем направлениям подготовки бакалавров. Пятигорск : СКФУ, 2016. 42 с.
  12. Кирьянова Л. А., Морозова Л. В., Кузнецов П. В. Корректировка образовательных программ физического воспитания в вузе в период пандемии // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С. 119–125. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.1. p119-125
  13. Токмашева М. А., Ильин А. А. Реализация дисциплин кафедры физического воспитания и спорта в техническом вузе в условиях дистанционного обучения // Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов : в 2 частях. Часть 2 : Материалы международной научно-методической конференции, 28–29 января 2021 г. Томск : Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2021. С. 58–62.
  14. Маркова Т. П. Здоровьесберегающая среда. Лекция для учителей, родителей по формированию здоровьесбережения. URL:https://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2020/01/30/zdor... (дата обращения: 10.08.2022).
  15. Шарафулина Ж. В., Уланова С. А. Средовой подход к здоровьесбережению школьников // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 1. С. 32–37.
  16. Баранцева С. А., Домащенко В. С., Логачева В. В., Чичерин В. П. Обоснование нормативов оценки показателей гибкости и выносливости студентов 1–3 курсов основного отделения // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 5. С. 163–175. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.10
  17. Ковалев В. Н., Грошев В. А., Булгакова О. Н., Брюханова Н. А., Токарчук Ю. А. Мониторинг физического развития студентов вузов в различных учебнофизкультурных специализациях // Физическая культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации : материалы I Всероссийской конференции 24 июня 2022 г. М. : РГУФКСМиТ, 2022. С. 399–405.
  18. Мясова Т. В., Лекомцева А. А., Юсифов К. Д. Гендерные особенности отношения к здоровью лиц зрелого возраста // Вестник Мининского университета. 2016 № 1-1 (13). C. 9.
  19. Капилевич Л. В., Кабачкова А. В., Дьякова Е. Ю. Возрастная морфология : учебное пособие. Томск : Томский государственный университет, 2009. 207 с.
Поступила в редакцию: 
14.10.2022
Принята к публикации: 
31.10.2022
Опубликована: 
15.02.2023