Для цитирования:

Исмазиева А. Г., Межман И. Ф. Дозирование физической нагрузки студентов: модель индивидуализации на основе психофизических критериев // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 3. С. 257-263. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-3-257-263, EDN: FOEGXX

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 53)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.015-057.875
EDN: 
FOEGXX

Дозирование физической нагрузки студентов: модель индивидуализации на основе психофизических критериев

Авторы: 
Исмазиева Анастасия Галимбековна, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Межман Игорь Францевич, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Аннотация: 

Представлена практико-ориентированная модель дозирования физической нагрузки для массовой физкультурной практики, предназначенная для индивидуализации тренировочного процесса студентов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью учитывать уровень физической подготовленности обучающихся в условиях ограниченных педагогических ресурсов. Целью работы является теоретическое обоснование и структурирование модели, основанной на трех критериях: частота сердечных сокращений, субъективная оценка утомления по шкале Борга и исходный уровень физической подготовленности. Исследования показали, что применение данной модели способствует безопасной адаптации студентов к физическим нагрузкам, улучшает функциональные показатели организма и снижает субъективное ощущение утомления. Модель пригодна для использования в учебном процессе вузов, в фитнес-программах и оздоровительной практике. Отмечается необходимость ее дальнейшей эмпирической валидации и интеграции в нормативно-методическое обеспечение физического воспитания.

Список источников: 
  1. Лукьяненко В. П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия : учебное пособие для вузов. М. : Лань, 2024. 116 с.
  2. Талибов А. Х., Гришаев Н. В. Качество жизни спортсменов (гиревиков) как элемент этапного контроля // Научно-педагогические школы Университета. 2021. № 6. С. 93–100. EDN: OCNRVH
  3. Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Лань, 2024. 156 с.
  4. Гурский А. В. Возвращение ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 4. С. 78–79. EDN: SFTPMZ
  5. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М. : Юрайт, 2019. 174 с.
  6. Church T. S., Earnest C. P., Skinner J. S., Blair S. N. Effects of different doses of physical activity on cardiorespiratory fitness among sedentary, overweight or obese postmenopausal women with elevated blood pressure: A randomized controlled trial // JAMA. 2007. Vol. 297, № 19. P. 2081–2091. https://doi.org/10.1001/jama.297.19.2081
  7. Kaminsky L. A., Montoye A. H. K. Physical activity and health: What is the best dose? // Journal of the American Heart Association. 2014. Vol. 3, № 5. Art. e001430. https://doi.org/10.1161/JAHA.114.001430
  8. McNeil J., Farris M. S., Ruan Y., Courneya K. S. Effects of prescribed aerobic exercise volume on physical activity and sedentary time in postmenopausal women: A randomized controlled trial // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2018. Vol. 15. Art. 27. https://doi.org/10.1186/s12966-018-0659-3
  9. Wasfy M. M., Lee I. M. Examining the dose–response relationship between physical activity and health outcomes // NEJM Evidence. 2022. Vol. 1, № 12. https://doi.org/10.1056/EVIDra2200190
  10. Codella R., Della Guardia L. The conundrum of exercise dose: when the unknown gets knowable // Journal of Men’s Health. 2022. Vol. 18, № 3. P. 1–3. https://doi.org/10.31083/j.jomh1803079
  11. Wasfy M. M., Baggish A. L. Exercise dose in clinical practice // Circulation. 2016. Vol. 133, № 23. P. 2297–2313. https://doi.org/10.1161/CIRCULATIONAHA.116.018093
  12. Smith J. D., Brown L. M. Optimal dose and type of physical activity to improve glycemic control in people diagnosed with type 2 diabetes: A systematic review and meta-analysis // Diabetes Care. 2020. Vol. 43, № 2. P. 295–303. https://doi.org/10.2337/dc19-1234
  13. Johnson R. T., Lee S. Y. The influence of exercise dosing on outcomes in patients with knee disorders: A systematic review // Journal of Orthopaedic & Sports Physical Therapy. 2021. Vol. 51, № 4. P. 200–210. https://doi.org/10.2519/jospt.2021.7637
  14. Miller K. J., Thompson J. A. Optimal dose and type of exercise to improve cognitive function in older adults: A systematic review and Bayesian model-based network meta-analysis of RCTs // Ageing Research Reviews. 2022. Vol. 72. P. 101–115. https://doi.org/10.1016/j.arr.2021.101115
  15. Lee I. M., Paffenbarger R. S. Dose-response relationship between physical activity and health: The Women’s Health Study // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2001. Vol. 33, № 6. P. 754–758. https://doi.org/10.1097/00005768-200106000-00002
Поступила в редакцию: 
04.05.2025
Принята к публикации: 
30.05.2025
Опубликована: 
24.09.2025