Для цитирования:
Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 170-175. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-2-170-175, EDN: TUXOEC
О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья
Анализ изданных в последние годы учебных пособий по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показывает, что все авторы отмечают негативные тенденции в состоянии здоровья студенческой молодежи в большинстве вузов страны, при этом ежегодно увеличивается число поступающих студентов с ОВЗ и инвалидов с детства, у многих из них имеется патология двух и более систем одновременно. Главной задачей, стоящей перед преподавателями кафедр физического воспитания, является формирование у данной категории лиц умения оценивать свое физическое состояние на данный период времени и обучение выбору доступных физических нагрузок, т. е. формирование универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья. Реальная организация учебных занятий по физическому воспитанию студентов во всех вузах страны по 1-2 занятия в неделю на 1-2-3-х курсах не обеспечивает студентам с ОВЗ необходимой им физической реабилитации за период обучения, а сформировать у них универсальные компетенции по выполнению физических упражнений во внеучебное время (при самоподготовке) не удается из-за ограниченного количества часов в первом семестре на усвоение необходимого объема знаний по влиянию физических нагрузок на здоровье человека.
Ссылаясь на Приказ № 245 Минобрнауки РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2022 г., авторы предлагают с 1-го курса формировать группы из студентов с ОВЗ и планировать им занятия по физическому воспитанию по 45 мин не менее четырех раз в неделю на всем протяжении обучения, учитывая, что по Госстандарту на физическое воспитание отводится 400 ч. Кроме этого, для формирования универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья авторы предлагают на 3-х курсах во всех вузах страны ввести теоретический курс (модуль) по основам оздоровительной физической культуры (72 ч) за счет часов «Элективных дисциплин по физической культуре».
- Прошляков В. Д. Научное наследие кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ: монография. Рязань : ОТСиОП, 2019. 147 с.
- Чоговадзе А. В., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем : учебное пособие / под ред. А. В. Чоговадзе. М. : Высшая школа, 1986. 144 с.
- Прошляков В. Д., Никитин А. С. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: монография / под ред. В. Д. Прошлякова. СПб. : Эко-Вектор, 2016. 160 с.
- Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М. : Спорт, 2016. 616 с.
- Абраменко М. Н., Абульханова М. В. Основы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов в специальной медицинской группе юридического вуза [Электронный курс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. М. : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. 64 с.
- Башмаков В. П. Педагогические и медицинские аспекты занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие. Электрон. текстовые данные. СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. 52 с.
- Вяткина А. А. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Novainfo.ru. 2019. № 111. С. 60–61. EDN: ZYAJPV
- Ильин А. А., Капилевич Л. В. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие. Томск : В-Спектр. 2011. 148 с.
- Пулина В. В. Физическое воспитание студентов специального учебного отделения в вузе: учебно-методическое пособие. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. 79 с.
- Токарь Е. В. Организация занятий по физической культуре в вузе со студентами спецмедгруппы: учебное пособие. Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2019. 96 с.
- Физическая культура студентов с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / под ред. С. И. Филимоновой. М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. 138 с.
- Мазикина А. В., Дубяга В. И., Акулина М. В., Прошляков В. Д., Куликова Н. А. Физическое состояние студентов-медиков и его влияние на уровень физической подготовленности // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № 3. С. 23–29. https://doi.org/10.14529/hsm220303, EDN: RQPFOY
- Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 73–79. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79, EDN: IEMLAN
- Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О здоровье и двигательной активности студентов образовательных организаций высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 188–193. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-188-193, EDN: ZJLFLT
- Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И., Котова Г. В., Левина Е. А. О физическом воспитании студентов в специальном учебном отделении // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 385–387. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p330-333, EDN: MXDVCL