Для цитирования:

Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 170-175. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-2-170-175, EDN: TUXOEC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 35)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
616-036.8+613.7
EDN: 
TUXOEC

О физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья

Авторы: 
Прошляков Владимир Дмитриевич, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Пономарева Галина Владимировна, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Котова Галина Владимировна, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Левина Елена Александровна, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Аннотация: 

Анализ изданных в последние годы учебных пособий по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показывает, что все авторы отмечают негативные тенденции в состоянии здоровья студенческой молодежи в большинстве вузов страны, при этом ежегодно увеличивается число поступающих студентов с ОВЗ и инвалидов с детства, у многих из них имеется патология двух и более систем одновременно. Главной задачей, стоящей перед преподавателями кафедр физического воспитания, является формирование у данной категории лиц умения оценивать свое физическое состояние на данный период времени и обучение выбору доступных физических нагрузок, т. е. формирование универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья. Реальная организация учебных занятий по физическому воспитанию студентов во всех вузах страны по 1-2 занятия в неделю на 1-2-3-х курсах не обеспечивает студентам с ОВЗ необходимой им физической реабилитации за период обучения, а сформировать у них универсальные компетенции по выполнению физических упражнений во внеучебное время (при самоподготовке) не удается из-за ограниченного количества часов в первом семестре на усвоение необходимого объема знаний по влиянию физических нагрузок на здоровье человека.
Ссылаясь на Приказ № 245 Минобрнауки РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2022 г., авторы предлагают с 1-го курса формировать группы из студентов с ОВЗ и планировать им занятия по физическому воспитанию по 45 мин не менее четырех раз в неделю на всем протяжении обучения, учитывая, что по Госстандарту на физическое воспитание отводится 400 ч. Кроме этого, для формирования универсальных компетенций в сфере сохранения и укрепления здоровья авторы предлагают на 3-х курсах во всех вузах страны ввести теоретический курс (модуль) по основам оздоровительной физической культуры (72 ч) за счет часов «Элективных дисциплин по физической культуре».

Список источников: 
  1. Прошляков В. Д. Научное наследие кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ: монография. Рязань : ОТСиОП, 2019. 147 с.
  2. Чоговадзе А. В., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем : учебное пособие / под ред. А. В. Чоговадзе. М. : Высшая школа, 1986. 144 с.
  3. Прошляков В. Д., Никитин А. С. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: монография / под ред. В. Д. Прошлякова. СПб. : Эко-Вектор, 2016. 160 с.
  4. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М. : Спорт, 2016. 616 с.
  5. Абраменко М. Н., Абульханова М. В. Основы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов в специальной медицинской группе юридического вуза [Электронный курс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. М. : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. 64 с.
  6. Башмаков В. П. Педагогические и медицинские аспекты занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие. Электрон. текстовые данные. СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. 52 с.
  7. Вяткина А. А. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Novainfo.ru. 2019. № 111. С. 60–61. EDN: ZYAJPV
  8. Ильин А. А., Капилевич Л. В. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие. Томск : В-Спектр. 2011. 148 с.
  9. Пулина В. В. Физическое воспитание студентов специального учебного отделения в вузе: учебно-методическое пособие. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. 79 с.
  10. Токарь Е. В. Организация занятий по физической культуре в вузе со студентами спецмедгруппы: учебное пособие. Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2019. 96 с.
  11. Физическая культура студентов с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / под ред. С. И. Филимоновой. М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. 138 с.
  12. Мазикина А. В., Дубяга В. И., Акулина М. В., Прошляков В. Д., Куликова Н. А. Физическое состояние студентов-медиков и его влияние на уровень физической подготовленности // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № 3. С. 23–29. https://doi.org/10.14529/hsm220303, EDN: RQPFOY
  13. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 73–79. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79, EDN: IEMLAN
  14. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О здоровье и двигательной активности студентов образовательных организаций высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 188–193. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-188-193, EDN: ZJLFLT
  15. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И., Котова Г. В., Левина Е. А. О физическом воспитании студентов в специальном учебном отделении // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 385–387. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p330-333, EDN: MXDVCL
Поступила в редакцию: 
08.12.2023
Принята к публикации: 
25.02.2024
Опубликована: 
28.05.2024