Для цитирования:
Колчина Е. Ю., Ермолаева Т. Н. Развитие самоорганизации студентов в процессе физического воспитания // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 1. С. 27-33. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-1-27-33, EDN: CRXPAH
Развитие самоорганизации студентов в процессе физического воспитания
В данной экспериментально-исследовательской работе проведен анализ актуальной проблемы развития у студентов морально-волевых качеств и самоорганизации в процессе физического воспитания. Раскрываются сущность и структура самоорганизации на занятиях по физической культуре и определяется ее место в классификации морально-волевых качеств. Также в исследовании обосновываются образовательные возможности физической культуры для развития морально-волевых качеств студентов вузов. Теоретически обозначены педагогические условия развития самостоятельности студентов на занятиях. С помощью различных критериев и показателей уровня сформированности морально-волевых качеств студентов была разработана факторно-критериальная модель их оценки. Научная расшифровка разработанной модели самоорганизации на занятиях по физической культуре позволяет эффективно развивать личностные качества и достигать конечного результата – готовности выпускников к профессиональной деятельности. Проверочная исследовательская часть педагогических условий, основанная на компонентах морально-волевых качеств, показывает эффективность универсальной модели процесса физического воспитания для развития личностных качеств. Оптимизированные высокоэффективные методы лечебной гимнастики и спорта дают возможность повысить уровень специальных двигательных функциональностей студентов и особенно их морально-волевых качеств. От умения проявлять высокий уровень морально-волевых качеств при исполнении служебных обязанностей зависят успешная профессиональная подготовка и здоровье человека.
- Головин C. Ю. Словарь практического психолога. М. : Харвест, 1998. 409 с.
- Зайцев В. П., Крамской С. И. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении. Белгород : Изд-во БГТУ, 2003. 232 с. EDN: QSZLOP
- Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Лань, 2024. 156 с. EDN: BLWFFL
- Чебровская С. В. Психологические условия формирования самостоятельности студентов : дис. … канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 157 с.
- Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология физической культуры и спорта. М. : Юрайт, 2024. 391 с. EDN: NNSVTI
- Эммерт М. С., Фадина О. О., Шевелева И. Н., Мельникова О. А. Общая физическая подготовка в рамках самостоятельных занятий студентов. М. : ООО «Торговый дом “Советский спорт”», 2021. 120 с. EDN: PNUBXQ
- Шумаков О. В., Оксем П. М. Роль самостоятельности в современных оздоровительных технологиях физического воспитания студентов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 7. С. 115–118. EDN: MSOLBX
- Чернов И. В., Ревунов Р. В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжелой атлетики). М. : Лань, 2019. 104 с. EDN: IYHGAK
- Бишаева А. А., Малков А. А. Физическая культура : учебник. М. : КноРус, 2020. 312 с.
- Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта : учебное пособие для СПО : в 3 т. Т. 1. Игры олимпиад. М. : Юрайт, 2019. 794 с.
- Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М. : Юрайт, 2019. 174 с. EDN: ZFMMIG
- Ангелова О. Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта : учебное пособие для СПО. М. : Лань, 2023. 102 с.
- Лукьяненко В. П. Теория физической культуры и спорта. Практические занятия : учебное пособие для вузов. М. : Лань, 2024. 116 с.
- Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М. : АльянС, 2022. 208 с.
- Немов Р. С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М. : Владос, 1995. 512 с.