Для цитирования:
Жданович Д. О., Картавый С. В., Остен В. А., Романов С. С., Филипьева Д. Д. Повышение уровня адаптированности студенческой молодежи за счет вовлечения в деятельность студенческого спортивного клуба // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 64-72. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-1-64-72, EDN: DONBIE
Повышение уровня адаптированности студенческой молодежи за счет вовлечения в деятельность студенческого спортивного клуба
Студенты первых курсов образовательных организаций высшего образования в условиях смены социальной среды подвержены риску стресса, а также вхождению в асоциальные группы. Так как они должны адаптироваться к новой социальной и образовательной среде, это может оказывать воздействие на их академическую успеваемость и привести к негативным последствиям объективного и субъективного характера. В связи с этим в статье рассматривается вопрос влияния деятельности студенческого спортивного клуба образовательной организации высшего образования на процесс социальной адаптации студенческой молодежи. С помощью проведенного анкетирования студентов было обосновано их отношение и возможные направления вовлечения студентов в деятельность студенческих спортивных клубов в российской системе высшего образования. На основании системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов теоретически обоснована и разработана модель деятельности студенческого спортивного клуба в БФУ им. И. Канта. Обоснована зависимость интегрального уровня адаптированности студентов и их вовлеченности в деятельность студенческого спортивного клуба.
- Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол № 8 от 26 июля 2017 г. URL: http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG... (дата обращения: 22.04.2019).
- Younger D. Health care in the Russian Federation // Neurologic Clinics. 2016. Vol. 34, № 4. P. 1085–1102.
- Mihajlova S. Health problems of students in the modern conditions of the educational process // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 214. P. 222–227.
- Bidabadi N., Isfahani A., Rouhollahi A., Khalili R. Effective teaching methods in higher education: Requirements and barriers // J. Adv. Med. Educ. Prof. 2016. № 4 (4). P. 170–178.
- Bailey T., Phillips L. The influence of motivation and adaptation on students’ subjective well-being, meaning in life and academic performance // Higher Education Research & Development. 2016. Vol. 35, № 2. P. 201–206.
- Shamionov R., Grigoryeva M., Grigoryev A. Influence of Beliefs and Motivation on Social-psychological Adaptation among University Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 112. P. 323–332.
- Karaca A., Yildirim N., Cangur S., Acikgoz F., Akkus D. Relationship between mental health of nursing students and coping, self-esteem and social support // Nurse Education Today. 2019. № 76. P. 44–50.
- Резапкина Г. В. Определение профессионального типа личности // Психология и выбор профессии. М. : Генезис, 2005. С. 75–80.
- Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 23–33.
- Paloș R., Maricuţoiu L., Costea I. Relations between academic performance, student engagement and student burnout: A cross-lagged analysis of a two wave study // Studies in Educational Evaluation. 2019. № 60. P. 199–204.
- Miguéis V., Freitas A., Garcia P., Silva A. Early segmentation of students according to their academic performance: A predictive modelling approach // Decision Support Systems. 2018. № 115. P. 36–51.
- Berekbussunova G. Social and psychological support of the person during adaptation in new socio-cultural environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 159. P. 775–783.
- Burtăverde V., Raad B., Zanfirescu A. An emic-etic approach to personality assessment in predicting social adaptation, risky social behaviors, status striving and social affirmation // Journal of Research in Personality. 2018. № 76. P. 113–123.
- Sorochinskaya E. Interdisciplinary aspects of studying social problems of modern Russian youth // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 141. P. 758–762.
- Cid F., Diaz H. Physical exercise and academic performance // MOJ Sports Medicine. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/321803862_Physical_Exercise_and... (дата обращения: 22.04.2019).
- McKay C., Cumming S., Blake T. Youth sport: Friend or Foe? // Best Practice & Research Clinical Rheumatology. 2019. № 17. P. 141–157.
- Muñoz-Bullón F., Sanchez-Bueno M., Vos-Saz A. The influence of sports participation on academic performance among students in higher education // Sport Management Review. 2017. № 4. P. 365–378.
- Posthuma R., Flores G., Barlow M., Dworkin J. Social signaling and interorganizational relationships: Lessons learned from the professional sports industry // Business Horizons. 2018. № 4. P. 521–531.
- Moran A., Campbell M., Toner J. Exploring the cognitive mechanisms of expertise in sport: Progress and prospects // Psychology of Sport and Exercise. 2019. № 42. P. 8–15.
- Воеводина Е. В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. М., 2012. 190 с.
- Меньшов И. В. Спортивный клуб как средство социальной адаптации первокурсников в образовательной организации СПО : дис. … канд. пед. наук. Чита, 2015. 224 с.
- Никулин А. В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза : дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 162 с.