Для цитирования:

Водолажская М. Г., Водолажский Г. И., Смышнов К. М. Образовательная технология формирования здорового мировоззрения и развития жизненного потенциала // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 221-231. DOI: 10.18500/2782-4594-2023-2-3-221-231, EDN: XBKQOK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 358)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796:37.01
EDN: 
XBKQOK

Образовательная технология формирования здорового мировоззрения и развития жизненного потенциала

Авторы: 
Водолажская Маргарита Геннадьевна, Северо-Кавказский федеральный университет
Водолажский Герман Игоревич, Северо-Кавказский федеральный университет
Смышнов Константин Михайлович, Северо-Кавказский федеральный университет
Аннотация: 

Цель обзорной статьи – снабдить методологическую составляющую педагогических и психологических дисциплин, включая физическую культуру, конкретной моделью деятельности, а также возможностью реализовать новую образовательную технологию в качестве отдельной дисциплины курсов повышения квалификации или программ переподготовки. Представлены педагогические компоненты, системно отражающие сущность образовательной технологии: цели и содержание обучения, средства и методы педагогического взаимодействия, средства обучения, этапы реализации технологии. Метод, лежащий в основе описываемой технологии, – беседа (с последующим смысловым системно-специфическим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых с акцентом на содержательный аспект обучения). Освоение студентами, магистрантами, аспирантами, слушателями курсов повышения квалификации либо курсов переподготовки предполагает дальнейшее расширенное и углубленное изучение каждого анализируемого раздела, творческую разработку аттестационных заданий для обучающихся, заданий для самостоятельной работы, тестов. В исследовании решены следующие задачи: 1) дано дидактическое обоснование понятий «здоровое мировоззрение», «жизненный потенциал»; 2) разработан алгоритм организации учебного процесса. Смысл и содержание формируемого с помощью трансдисциплинарной образовательной технологии здорового глубинного мировоззрения, приумножающего жизненный потенциал, включает помимо дидактической составляющей, обязательный и тесно связанный с ним воспитательный компонент: приоритет любви в подсознании над любыми агрессивными чертами характера и над любыми иными компонентами личности человека. При таком соотношении объем жизненной энергии является достаточным для полноценной жизни, для развития, для будущей детородной функции, нормального духовно-нравственного, психического и физического развития ребенка на всех стадиях его онтогенеза, включая реализацию последующей детородной функции потомства из поколения в поколение. Так реализуются информационно-диагностирующая (измерение уровня развития жизненного потенциала), организационно-развивающая, деятельностно-эвристическая (открытие, наука) и духовно-нравственно-гуманитарная составляющие осваиваемой технологии. Успешной реализации и перспективному развитию технологии будет способствовать медико-психолого-педагогическая коллаборация в сфере образования.

Список источников: 
  1. Водолажская М. Г. Фундаментализация образования врача как инновационный подход в подготовке кадров высшей квалификации // Инновации в здоровье нации: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт- Петербург, 20 ноября 2013 г. СПб. : Изд-во СПХФА, 2013. С. 294–295.
  2. Водолажская М. Г., Водолажский Г. И. Возрастная динамика электроэнцефалографических параметров здоровых людей с разным уровнем агрессивности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Естественно-математические и технические науки. 2020. Вып. 1 (256). С. 34–42.
  3. Водолажская М. Г., Водолажский Г. И. Нейрофизиологические предпосылки к новой классификации отрицательных эмоциональных состояний // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. Вып. 2 (221). С. 57–63.
  4. Водолажская М. Г., Водолажский Г. И., Магомедов Р. Р., Торикова Е. Ф., Попова М. Р. Антропология стресса: учебное пособие. Ставрополь : АРГУС, 2018. 177 с.
  5. Водолажский Г. И. Хронобиологический взгляд на развитие мозга человека. 10 лет поиска: монография. Saarbrucken : LAP, Lambert Academic Publishing GmbH&Co, 2012. 179 с.
  6. Кат Т. М., Даутов Ю. Ю. Вселенная. Человек. Любовь. Династия врачей, творящих добро. Майкоп : Качество, 2020. 532 с.
  7. Пат. 2339045 РФ. Способ прогнозирования и оценки состояния здоровья организма человека / И. М. Рослый, М. Г. Водолажская; патентообладатель Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет»; заявка 2006145210.
  8. Водолажская М. Г., Койбаев Р. С., Водолажский Г. И. Стресс и его преодоление средствами физической культуры. Инновационный подход: учебно-методическое пособие. Ставрополь: СКИПКРО, 2008. 56 с.
  9. Водолажская М. Г., Айвазова Н. К. Дефект мировоззрения родителей как ранняя предпосылка формирования нарушений психологического здоровья у детей // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ставрополь, 10 ноября 2020 г. Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2020. С. 30–32.
  10. Водолажская М. Г., Водолажский Г. И. О содержательном аспекте преподавания дисциплины «Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. 2018. № 3 (223). С. 92–99.
  11. Водолажская М. Г., Ишкова В. В. Взаимосвязь агрессивного статуса родителей с наличием и степенью выраженности дефекта у детей // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ставрополь, 10 ноября 2020 г. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С. 33–36.
  12. Чермит К. Д., Кутепов Н. И. Теоретическое обоснование возможностей применения ценностей спортивно-ориентированной подготовки в системе допризывной подготовки молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. 2019. № 1. С. 132–138.
  13. Лаврентюк Г. П. Зависимость нашего здоровья от нравственности или как быть здоровым душой и телом: учебно-методическое пособие. СПб. : ООО «Береста», 2013. 248 с.
  14. Komarova О. N. Социальное здоровье как жизненный потенциал личности // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы V Международной научно-практической конференции, Краснодар, 26 февраля 2014 г. Vol. 1. Краснодар : Априори, 2014. C. 41–46.
  15. Домнина М. А. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. Красноярск : Версо, 2012. 460 с.
  16. Большевидцева И. Л., Депутат И. С., Кэрэуш Я. В. Особенности уровня постоянного потенциала головного мозга у пожилых женщин с высоким уровнем тревоги // Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация – 2015: материалы третьей научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. В. Б. Войтенкова, М. В. Александрова. СПб. : Альта Астра, 2015. C. 52–53.
  17. Фокин В. Ф., Пономарева Н. В. Энергетическая физиология мозга: монография. М. : Антидор, 2003. 287 с.
  18.  Anokhin A. P., Lutzenberer W., Nikolaev A., Birbaumer N. Complexity of electrocortical dynamics in children: developmental aspects // Clinical Neurophysiology. 2000. № 3. P. 9–22.
  19. Сычев В. В. Сложные термодинамические системы. 5-е изд., перераб. и доп. М. : МЭИ, 2009. 296 с.
  20. Фейнман Р., Хибс А. Квантовая механика и интегралы по траекториям. М. : Мир, 1968. 384 с.
  21. Фок В. А. Об интерпретации квантовой механики // Успехи физических наук. 1957. Т. 62, № 8. С. 466.
  22. Широков Ю. М., Юдин Н. П. Ядерная физика. М. : Наука, 1972. 671 с.
  23. Experimental Evidence for a Photon Anticorrelation Effect on a Beam Splitter: A New Look on Single-Photon Interferences. PMID 18494170.
  24. Arndt M., Hornberger K. Testing the limits of quantum mechanical superpositions // Nature Physics. 2014. Vol. 10. P. 271–277. https://doi.org/10.1038/nphys2863
  25. Arndt M., Nairz O., Vos-Andreae J., Keller C., van der Zouw G., Zeilinger A. Wave-particle duality of C60 // Nature. 1999. 14 October (Vol. 401, № 6754). P. 680–682. https://doi.org/10.1038/44348
  26. Taylor G. I. Interference fringes with feeble light // Proceedings of the Cambridge Philosophical Society: journal. 1909. Vol. 15. P. 114–115.
  27. Fein Y. Y., Geyer P., Zwick P., Kiaіka F., Pedalino S., Mayor M., Gerlich S., Arndt M. Quantum superposition of molecules beyond 25 kDa // Nature Physics. 2019. № 15. P. 1242–1245. https://doi.org/10.1038/s41567-019-0663-9
  28. Гальцов Д. В. Корпускулярно-волновой дуализм // Физический энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 312.
  29. Герштейн С. С. Корпускулярно-волновой дуализм // Физическая энциклопедия: [в 5 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1990. Т. 2 : Добротность Магнитооптика. С. 464–465.
  30. Давыдов А. С. Введение. Волновая функция свободно движущейся частицы // Квантовая механика: учебник. Изд. 2-е. М. : Наука, 1973. С. 11–17.
  31. Покровский В. М., Коротько Г. Ф., Авдеев С. Н., Айсанов З. Р., Водолажская М. Г. Физиология человека: учебник / под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2011. 658 с.
  32. Дедов И. И., Тюльпанов А. Н., Чехонин В. П., Баклушев В. П., Арчаков А. И., Мошковский С. А. Персонализированная медицина. Современное состояние и перспективы // Вестник РАМН. 2012. № 12. С. 4–12.
  33. Рослый И. М., Водолажская М. Г. Правила чтения биохимического анализа. М. : МИА, 2020. 116 с.
Поступила в редакцию: 
07.03.2023
Принята к публикации: 
20.05.2023
Опубликована: 
19.09.2023