Для цитирования:

Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В. Функциональные резервы организма студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 85-91. DOI: 10.18500/2782-4594-2023-2-1-85-91, EDN: TNAEFT

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 108)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.015-056.2
EDN: 
TNAEFT

Функциональные резервы организма студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе

Авторы: 
Коновалова Нина Геннадьевна, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета
Красильникова Елена Владимировна, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета
Аннотация: 

Актуальность работы определяется большой распространенностью гиподинамии среди студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Цель исследования – анализ влияния занятий физкультурой в специальной медицинской группе на функциональные резервы организма студентов. Наблюдали группу из 20 студенток первого курса, с которыми в течение учебного года занимались физической культурой. Обследование в начале и конце периода наблюдения включало антропометрию, физиометрию и функциональное тестирование. При первичном обследовании частота сердечных сокращений и дыхания у большинства девушек выходила за верхнюю границу физиологической нормы, жизненная емкость легких, напротив, не достигала нижней границы нормы. Функциональные пробы показывали низкие результаты. При повторном обследовании выявлено статистически значимое снижение частоты сердечных сокращений и дыхания в покое, увеличение жизненной ем- кости легких. Результаты выполнения функциональных проб улучшились. На основании полученных результатов сделан вывод о том, что у студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, функциональные резервы организма снижены. Занятия посильной физической культурой сопровождаются расширением функциональных резервов организма.

Список источников: 
  1. Соколов С. С. Статистический анализ демографической ситуации в России // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций : материалы VIII международной научно-практической конференции. Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2019. С. 172 177.
  2. Гордеев К. С., Жидков А. А., Закунова Е. Д., Анисимова А. Е. Анализ факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5. С. 73–76.
  3. Кондакова Н. А., Будилов А. П., Короленко А. В. Анализ реализации национального проекта «Демография» в России // Журнал исследований по управлению. 2019. Т. 5, № 5. С. 48–55.
  4. Золотарева О. А. К вопросу мониторинга национального проекта «Демография» и оценки демографической безопасности Российской Федерации // Экономические стратегии. 2021. Т. 23, № 2. С. 45–51.
  5. Денисов Л. А. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» как важнейшая составляющая национального проекта «Демография» // Санитарный врач. 2021. № 7. С. 40–55.
  6. Чуменко Н. Л. Результаты участия компании «Согаз-мед» в национальных проектах «Здравоохранение» и «Демография» // Главврач. 2022. № 5. С. 23–26.
  7. Пац Н. В., Станевич А. С. Двигательный режим и некоторые показатели сердечно-сосудистой системы студентов медицинского вуза // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2020. № 2. С. 15–19.
  8. Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В. Расширение функциональных резервов организма студентов специальной медицинской группы путем занятий физической культурой по индивидуальным программам // Адаптивная физическая культура. 2011. № 4. С. 51–53.
  9. Ситдиков Ф. Г., Зиятдинова Н. И., Зефиров Т. Л. Физиологические основы диагностики функционального состояния организма. Казань: КФУ. 2019. 105 с.
  10. Карабанова О. Н., Озеров А. А., Миронов А. Г. Оздоровительная направленность как важнейший принцип технологии физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 62, ч. 2. С. 105–107.
  11. Кузнецова В. С. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой и её влияние на организм человека // Вестник науки. 2022. Т. 4, № 5. С. 270–272.
  12. 12. Шилова С. Д., Паюк И. И. Состояние здоровья студенческой молодежи как медико-педагогическая проблема // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. 2021. № 19. С. 545–553.
  13. Струганов С. М., Якушев Э. В., Филимонов Д. Г., Малыхин А. В. Значение сбалансированного и рационального питания на повышение функциональных возможностей организма и сохранение здоровья студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 1. С. 341–347.
  14. Гареев Д. Р., Канев П. Н., Александрина Е. В. Аналитическое исследование отношения студентов к спорту и своему здоровью // Молодежь и наука. 2021. № 6. C. 172–177.
  15. Бражник Е. И., Гусева М. С. Первичная социальная профилактика аддиктивного поведения молодежи как комплексная деятельность по сохранению здоровья // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 2 (2). С. 47–57.
  16. Полишкене Й., Матвеев А. Е., Жигарева О. Г., Низаметдинова З. Х. Интегральная оценка моторного развития студентов в процессе проведения здоровьесберегающих занятий по физической культуре в вузе // Теория и практика физической культуры. 2021. № 4. С. 38–40.
  17. Широкова Е. А., Щеголева М. А. Гиподинамия как фактор, ухудшающий качество жизни студентов университета // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 4. С. 74–80.
  18. Васильева Т. Е., Каликова Ю. В. Развитие гиподинамии у студентов в период дистанционного обучения // Наукосфера. 2021. № 4 (1). С. 25–28.
  19. Сычева А. В., Ткачева Е. Г. Влияние современных смартфонов на здоровье студенческой молодежи // Наука- 2020. 2021. № 1. С. 6–9.
  20. Бессчетнова О. В., Волкова О. А., Алиев Ш. И., Ананченкова П. И., Дробышева Л. Н. Влияние цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. № 29 (3). С. 462–467. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-462-467
  21. Карсека Л. С., Сурков А. М., Штукин Н. Н. Новый универсальный подход к методике занятий физической культурой со студентами в специальной медицинской группе // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3. С. 138–139.
  22. Рязанова Е. А., Гиренко Л. А. Элективные учебные дисциплины по физической культуре и спорту для студентов специальных медицинских групп // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 4. С. 62–70.
Поступила в редакцию: 
30.09.2022
Принята к публикации: 
31.10.2022
Опубликована: 
15.02.2023