Для цитирования:

Пестриков Е. А. Теоретико-методологические основы исследований по проектированию физкультурно-оздоровительных технологий // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 73-78. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-1-73-78, EDN: EIKHPG

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 104)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.011+372.879.6
EDN: 
EIKHPG

Теоретико-методологические основы исследований по проектированию физкультурно-оздоровительных технологий

Авторы: 
Пестриков Евгений Александрович, Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище имени генерала армии С. М. Штеменко
Аннотация: 

Сохранение здоровья и его укрепление – одна из наиболее востребованных тем исследований в современном мире. К огромному сожалению, молодежь не уделяет должного внимания данному вопросу, не применяет современные методы и способы повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов, а также не использует здоровьесберегающие технологии в повседневной жизнедеятельности. Актуальность работы определяется требованиями теоретико-методологических подходов к исследованиям в различных сферах деятельности. Однако, несмотря на исторический опыт укрепления здоровья человека, начиная с эпох Древнего Востока до нашего времени данная проблема является недостаточно разработанной. По данным современных исследований, студенты, поступающие в вузы, имеют как отклонения в состоянии здоровья, так и низкий уровень физической подготовленности. Дается характеристика основных методологических функций: нормативно-организационной, философской, идеологической, гносеологической, технологической. Рассматривается характеристика методологических подходов к дозированию физических нагрузок на основе фундаментальных знаний о законах сохранения энергии. Проектирование физкультурно-оздоровительных технологий предлагается осуществлять на основе выстраивания теоретических и эмпирически-логических подходов, где рассматриваются органически взаимосвязанные между собой идеи, гипотезы, закономерности, доказательства и принципы.

Список источников: 
  1. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М. : Логос, 2007. 190 с.
  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
  3. Сериков С. Г. Здоровьесберегающее образование в вузе: методология, теория и практика. Челябинск : Уральская академия, 2016. 192 с.
  4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика : учебное пособие для студентов вузов. М. : Академия, 2008. 346 с.
  5. Горелов А. А., Румба О. Г., Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н. Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2023. 194 с.
  6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник. М. : Спорт-Человек, 2021. 520 с.
  7. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе. М. : Советский спорт, 2008. 168 с.
  8. Манжелей И. В. Педагогика физического воспитания: учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2023. 182 с.
  9. Дворкин Л. С., Дворкина Н. И. Теория и методика физкультурно-оздоровительных технологий: учебное пособие для магистров. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. 246 с.
  10. Чермит К. Д., Заболотний А. Г. Сохранение здоровья граждан как главная идея Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Майкоп, 19–22 октября 2017 г. / Адыгейский государственный университет. Ч. 2. Майкоп : Изд-во АГУ, 2017. С. 120–123.
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.09.2023).
  12. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329- ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 27.09.2023).
  13. Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» от 30 мая 2022 г. № 308. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421099/ (дата обращения: 27.09.2023).
  14. Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 апреля 2023 г. № 230. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450143/ (дата обращения: 27.09.2023).
  15. Литова З. А. Сущность понятия «технология» на современном этапе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (50). C. 164–172.
  16. Бондин В. И., Мануйленко Э. В., Жаброва Т. А. Технологии здоровьесберегающего образования в современных условиях окружающей среды // Таврический научный обозреватель. 2017. № 10-2 (27). С. 20–28.
Поступила в редакцию: 
07.10.2023
Принята к публикации: 
20.11.2023
Опубликована: 
16.02.2024