Для цитирования:

Шахов А. А. Музей физической культуры и спорта как средство формирования специализированных исторических знаний у студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 129-135. DOI: 10.18500/2782-4594-2023-2-2-129-135, EDN: MGWRAA

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 310)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796:069.1
EDN: 
MGWRAA

Музей физической культуры и спорта как средство формирования специализированных исторических знаний у студентов

Авторы: 
Шахов Артём Александрович, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Аннотация: 

Формирование исторических знаний в области физической культуры и спорта у студентов является важной задачей физического воспитания, спортивной и профессиональной подготовки. Деятельность в данном направлении позволит повысить качество воспитательной работы и патриотического воспитания среди студентов, сформировать у них понимание социальной значимости профессии учителя и тренера, повысить мотивацию на достижение высоких спортивных результатов. Действенным средством в передаче исторических физкультурно-спортивных знаний является музейная деятельность, однако данный подход не в полной мере проработан как с теоретической, так и с практической сторон. Цель исследования – изучение средств (потенциала) музеев спорта в формировании исторических физкультурно-спортивных знаний у студенческой молодежи в процессе их физического воспитания, спортивной подготовки и профессионального образования. Методы исследования – анализ информационных источников по рассматриваемой теме, деятельности ведущих музеев России и мира, обобщение личного многолетнего опыта по организации работы музея спорта. В настоящее время музей – это не только место получения, хранения и экспонирования исторических артефактов, но и современный научный и культурно-просветительский объект. Основными средствами музейной педагогики являются: музейные экскурсии; проектная деятельность; разработка квестов и участие в них; подготовка курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и научных статей; деятельность в качестве экскурсовода; подготовка выставок; создание сайта музея; деятельность в систематизации музейных фондов.

Список источников: 
  1. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М. : Физкультура и спорт, 1977. 271 с.
  2. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. М. : Физкультура и спорт, 1988. 288 с.
  3. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учебное пособие: в 4 кн. Кн. III. Методика подготовки. М. : Советский спорт, 1998. 400 с.
  4. Комлев Ю. Э. Формирование стратегии управления музейными коммуникациями // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 5 (30). С. 373–377.
  5. Британский музей гольфа. URL: https://www.worldgolfmuseum.com/whats-on (дата обращения: 22.08.2022).
  6. Государственный музей спорта Министерства спорта Российской Федерации. URL: http://museumsport.ru/ (дата обращения: 10.08.2022).
  7. Историко-спортивный музей. URL: http://museum.sportedu.ru/news (дата обращения: 11.08.2022).
  8. Зал хоккейной славы (г. Торонто). URL: https://hhof.com/ (дата обращения: 23.08.2022).
  9. Кукушкин А.А., Гакаме Р.З. Информационно-методическая работа музея истории физической культуры и спорта Кубани Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма // Вестник спортивной истории. 2020. № 1 (20). С. 50–61.
  10. Музей спортивной славы ЦСКА. URL: https://cska.ru/objects/17 (дата обращения: 22.08.2022).
  11. Музей футбола. URL: https://museudofutebol.org.br/ (дата обращения: 22.08.2022).
  12. Национальный музей спорта (г. Мельбурн). URL: https://www.australiansportsmuseum.org.au/ (дата обращения: 22.08.2022).
  13. Ростовский В. Ю. Экспозиция музея ВГАФК как средство демонстрации социальной значимости профессии в сфере физической культуры и спорта // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 4 (14). С. 143–147.
  14. Частный музей в честь Пеле. URL: https://web.archive.org/web/20120807021453/http://www.museum-pele.com/in... (дата обращения: 22.08.2022).
  15. Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 6 (101). С. 343–350.
  16. Истягина-Елисеева Е. А. Музей спорта приглашает! // Вестник спортивной истории. 2019. № 2 (17). С. 97–100.
  17. Истягина-Елисеева Е. А. Краткая характеристика музея спорта и олимпийского движения Псковского края // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 49–50.
  18. Шахов А. А., Шевяков А. Н., Наумов А. А., Стюшин О. А. Проект – «Спортсмены – чемпионы, воины – победители!»: идейно-содержательная основа, разработка, масштабирование // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 10 (188). С. 435–438. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p435-438
  19. Шахов А. А., Наумов А. А. Разработка и реализация проекта: «Изучаем значки – познаем историю отечественного спорта» // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208). С. 433–437. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p433-437
  20. Шахов А. А. Проблематика увековечивания вклада А. П. Петрова в развитие отечественной спортивной борьбы и олимпийского движения // Интеграция науки и спортивной практики в единоборствах: материалы XXI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых посвященной памяти заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, профессора Е. М. Чумакова. Москва, 16 февраля 2022 года / под общ. ред. С. Е. Табакова. М. : Лика, 2022. С. 180–186.
  21. Зеленая Р. И. Методология построения музейной экспозиции спортивной тематики на примере проектов Государственного музея спорта // Вестник спортивной истории. 2021. № 4 (27). С. 47–52.
  22. Светлакова Н. И. Новые форматы и инновационные решения в работе спортивного музея в условиях пандемии // Вестник спортивной истории. 2021. № 3 (26). С. 89–96.
  23. Светлакова Н. И. Способы эмоционального воздействия на аудиторию спортивного музея // Вестник спортивной истории. 2019. № 3 (18). С. 97–100.
  24. Светлакова Н. И. Традиционные и инновационные методы формирования музейного пространства на примере экспозиций государственного музея спорта // Вестник спортивной истории. 2020. № 3 (22). С. 88–95.
  25. Саркисян С. Л. Практика создания и работы школьного музея спорта на примере МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ» // Вестник спортивной истории. 2021. № 4 (27). С. 91–98.
  26. Светлакова Н. И. Квест как альтернатива традиционной экскурсии в музее спортивной направленности // Вестник спортивной истории. 2020. № 2 (21). С. 96–102.
Поступила в редакцию: 
30.08.2022
Принята к публикации: 
20.12.2022
Опубликована: 
22.05.2023