Для цитирования:

Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. Формирование универсальных компетенций на занятиях по физическому воспитанию у студентов образовательных организаций высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 79-83. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-1-79-83, EDN: BHBRKE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 107)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378:796
EDN: 
BHBRKE

Формирование универсальных компетенций на занятиях по физическому воспитанию у студентов образовательных организаций высшего образования

Авторы: 
Прошляков Владимир Дмитриевич, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Пономарева Галина Владимировна, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Котова Галина Владимировна, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Левина Елена Александровна, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Аннотация: 

Статья посвящена анализу организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузах, которая обязана обеспечить формирование у студентов необходимых универсальных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Существующая организация физического воспитания не позволяет сформировать у студентов те универсальные компетенции, которые должны мотивировать их на регулярное выполнение физических упражнений для поддержания должного уровня физической подготовленности и ведение здорового образа жизни. Проведенные авторами олимпиады по оценке знаний основ оздоровительной физической культуры и онлайн-опрос студентов о занятиях самоподготовкой по физической культуре показали, что остаточный уровень необходимых знаний у студентов низкий, а физической самоподготовкой большая часть из них не занимается. Чтобы улучшить сложившуюся в вузах ситуацию, Научно-методическому совету по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании учебного процесса по физическому воспитанию студентов.

Список источников: 
  1. Абдулов М. Р., Шамхалова К. Н. Актуальные проблемы формирования физической культуры студентов в системе высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 8–10.
  2. Вольский В. В., Коваленко В. Н., Батурин В. Н. Рассмотрение модели физического воспитания студентов на основе накопления ими знаний по здоровому образу жизни // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 84–87.
  3. Горшков А. Г. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов первого курса высшего учебного заведения : монография. М. : Русайнс, 2020. 98 с.
  4. Лапонова Е. Д., Адарченкова А. В., Пазова А. А., Абаева А. А. О формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов медицинских вузов // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018. Май № 5 (302). С. 22–26. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-302-5-22-26
  5. Мазикина А. В., Дубяга В. И., Акулина М. В., Прошляков В. Д., Куликова Н. А. Физическое состояние студентов-медиков и его влияние на уровень физической подготовленности // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № 3. С. 23–29. https://doi.org/10.14529/hsm220303
  6. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. Совершенствование преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып 1. С. 73–79. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-73-79
  7. Толстова Т. И., Шумова А. Л., Прошляков В. Д. Расширение задач физического воспитания в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300–302. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2021-3-300-302
  8. Челнокова Е. А., Лукина Е. В., Терехина А. Е. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы в области физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 57-2. С. 232–235.
  9. Шутова Т. Н., Антонова И. Н., Копылова Н. Е., Бочкарева С. И. Деятельностный и компетентностный подходы в совершенствовании физического воспитания студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 300–303.
  10. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: приложение к Приказу № 113 от 21 марта 2003 г. Министерства здравоохранения РФ // Законодательная база Российской Федерации. URL: http://zakonbase.ru/content/base57720 (дата обращения: 20.12.2015).
  11. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Котова Г. В., Левина Е. А. О здоровье и двигательной активности студентов образовательных организаций высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 188–193. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-188-193
  12. Прошляков В. Д., Лапкин М. М. Основы оздоровительной физической культуры: справочник. Рязань: РязГМУ, 2018. 86 с.
  13. Бальсевич В. К. Стратегия реализации здоровьеформирующих технологий физического воспитания в образовательных учреждениях // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции (29 января 2010 г.). СПб. : СПбГПУ, 2010. С. 27–28.
  14. Болотин А. Э., Караван А. В. Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 36–38.
  15. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Толстова Т. И. О профессиональных качествах преподавателя физической культуры // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 285–287.
Поступила в редакцию: 
25.09.2023
Принята к публикации: 
20.11.2023
Опубликована: 
16.02.2024