Для цитирования:

Слепцова М. В., Слепцова Н. А. Физическая культура в E-learning // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 189-198. DOI: 10.18500/2782-4594-2022-1-2-189-198, EDN: CKQHCK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 87)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01
EDN: 
CKQHCK

Физическая культура в E-learning

Авторы: 
Слепцова Марина Викторовна, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Слепцова Надежда Александровна, Воронежский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Формирование потребности в здоровом образе жизни, передача знаний, умений и навыков в области физической культуры и занятий спортом является актуальной педагогической проблемой при переходе от «классических» форм организации образовательного процесса к E-learning. Решение указанной проблемы известными языками программирования невозможно в силу недостаточной описательной мощности последних, в частности – отсутствия возможности представления знаний человека, вероятных или возможных в будущем событий, действий, результатов. Целью выполняемого нами исследования является разработка теоретических положений и практическая проверка возможностей формализации представления индивидуальной образовательной цели студента и осознанной потребности в ведении здорового образа жизни как ее базового компонента языками декларативного типа, а также ее реализации средствами образовательной платформы вуза. Рассмотрены возможность описания индивидуальной образовательной цели студента, включения в ее состав как базового компонента осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, получении знаний, формировании и развитии у себя умений и навыков в области физической культуры и занятий спортом, а также возможность построения индивидуальной образовательной траектории ее достижения при организации E-learning в вузе языком логики предикатов первого порядка. Выделен ряд особенностей языка логики предикатов, существенных для рассматриваемой задачи. На базе образовательной платформы Воронежского государственного педагогического университета проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 158 человек студентов и магистрантов. Получены формализованные языком логики предикатов, пригодные для реализации средствами вычислительной техники описания индивидуальной образовательной цели студента, на основании которых рассчитана оптимальная для каждого участника траектория ее достижения. Проведена практическая реализация образовательного процесса, получены данные о гарантированном формировании у студентов осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, получении знаний, формировании и развитии у себя умений и навыков в области физической культуры и занятий спортом. Проведено сравнение полученных результатов с аналогичными исследованиями и сделан вывод о путях совершенствования предлагаемого подхода к формированию у студентов осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, получении знаний, формировании и развитии у себя умений и навыков в области физической культуры и занятий спортом в условиях перехода от «классических» форм организации образовательного процесса к E-learning.

Список источников: 
  1. Филимонова С. И., Андрющенко Л. Б., Алмазова Ю. Б., Пуховская М. Н., Слепцова М. В. Подготовка студентов к сдаче нормативов ВФСК ГТО в образовательной среде вуза // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : сборник статей по материалам X научно-практической конференции с международным участием, Москва, 14–15 мая 2020 года. М. : Московский городской педагогический университет, 2020. С. 409–415.
  2. Букова Л. М., Буков Ю. А., Андрющенко Л. Б., Кобза М. Рациональное построение занятий по физическому воспитанию в вузе как фактор стимуляции процессов восстановления и повышения работоспособности обучающихся // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 18–20.
  3. Филимонова С. И., Андрющенко Л. Б., Аксенов М. О. Физическая культура. М. : Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2021. 272 с.
  4. Григоренко Е. В. Философские концепции естественного языка // Общество: философия, история, культура. 2019. № 7 (63). С. 27–31. https://doi.org/10.24158/fik.2019.7.4
  5. Розанов А. К., Пруцков А. В. Алгоритмы и методы представления знаний для предсинтаксического анализа текстов на естественных языках // Cloud of Science. 2017. № 3. С. 415–433.
  6. Ясулова Х. С. Модель формальной грамматики обстоятельства места и прямого дополнения и возможности ее использования в системах искусственного интеллекта // Системные технологии. 2018. № 3 (28). С. 93–99.
  7. Halliday M. A. K. Aspects of Language and Learning. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2016. 149 p. https://doi.org/10.1007/978-3-662-47821-9
  8. Kapetanios E., Tatar D., Sacarea C. Natural Language Processing: Semantic Aspects. CRC Press, 2013. 346 p. https://doi.org/10.1201/b15472
  9. Карелин В. П. Модели и методы представления знаний и выработки решений в интеллектуальных информационных системах с нечеткой логикой // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2014. № 1 (19). С. 75–83.
  10. Сологуб Г. Б. Построение и использование бейсовской сети для моделирования знаний студента в интеллектуальной системе тестирования // Компьютерные инструменты в образовании. 2012. № 2. С. 40–48.
  11. Шихнабиева Т. Ш. Методы и модели представления знаний в интегрированных интеллектуальных системах образовательного значения // Современное педагогическое образование. 2017. № 3. С. 3–15.
  12. Шумков Е. А. Фреймовые экспертные системы с использованием нейронных сетей // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2019. № 154. С. 226–232. https://doi.org/10.21515/1990-4665-154-021
  13. Слепцова М. В., Филимонова С. И., Андрющенко Л. Б., Галочкин П. В. Педагогическое моделирование индивидуальной цели физического развития студента с использованием логики предикатов // Теория и практика физической культуры. 2022. № 3. С. 61–63.
  14. Слепцова Н. А. Язык педагогического проектирования // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 22–23 апреля 2021 года. М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2021. С. 1341–1345.
  15. Слепцова Н. А. Педагогическая категория «мотивационно-ценностное отношение к здоровью» // Спортивная наука. Инновации в образовании: материалы студенческой научно-практической конференции. Москва, 8 декабря 2021 года. М. : Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2021. С. 237–247.
  16. Неворотов Б. К., Моисеев М. Б. Моделирование информационных структур в организации учебной деятельности // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 108–112.
  17. Шевченко В. А., Кудин А. И. Построение моделей поведения студентов на основе матриц нечетких отношений с учетом их мотивации к повышению успеваемости // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2019. № 85. С. 7–13. https://doi.org/10.30977/BUL.221-5548.2019.85.0.7
  18. Sleptsova M., Sokolova N., Shamanina L., Gubanova I. Formalization of the Pedagogical Model by the Language of Predicate Logic // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 396. International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing (ICEDER 2019). P. 19–23. https://doi.org/10.2991/iceder-19.2020.5
  19. Sotiropoulos D., Tsihrintzis G. Machine Learning Paradigms. Springer International Publishing AG, 2017. 327 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-47194-5
Поступила в редакцию: 
03.06.2022
Принята к публикации: 
11.06.2022
Опубликована: 
07.11.2022