Для цитирования:

Глинчикова Л. А., Воронин Д. И. Эффективность цифрового образования: от целей к результатам // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 48-55. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-1-48-55, EDN: DKABDP

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 49)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.011.3:004
EDN: 
DKABDP

Эффективность цифрового образования: от целей к результатам

Авторы: 
Глинчикова Лариса Александровна, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Воронин Денис Иванович, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Аннотация: 

Цифровизации сегодня подчинены все сферы жизнедеятельности человека, включая образование, поэтому целесообразно выпускать специалистов с компетенциями, соответствующими современным реалиям. В связи с этим рассматриваются возможности цифровизации физкультурного образования на примере Высшей школы физической культуры и спорта БФУ им. И. Канта. Поскольку образовательный и воспитательный потенциал цифровых технологий доказывался многими исследователями, наша основная задача – апробировать образовательные технологии в учебном процессе подготовки специалистов направления «Физическая культура» и определить, какие условия для их реализации необходимо создавать в рамках конкретного вуза. Объектом исследования послужил учебный процесс в Высшей школе физической культуры и спорта, готовящей специалистов направления «Физическая культура», преподавателям которой предстоит обучать своих воспитанников не только теоретическим знаниям, но и двигательным действиям. Анализ результатов подготовленности обучающихся выпускных курсов показал, что системное внедрение цифровых образовательных технологий в преподавание дисциплин по программе подготовки направления «Физическая культура» дает возможность индивидуализировать учебный процесс, расширять формы и пространство педагогических инноваций в образовательном процессе и, соответственно, повышать качество образования.

Список источников: 
  1. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 № 816. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/36757?ysclid=ljtjljqnk4862348282 (дата обращения: 21.03.2023).
  2. Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. https://doi.org/10.17513/spno.30673
  3. Розин В. М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») // Мир психологии. 2021. № 1–2 (105). С. 104–115.
  4. Глинчикова Л. А., Ширшова Е. О., Матова Е. Л. Цифровая дидактика в подготовке педагогов физической культуры // Сахаровские чтения 2021 г.: экологические проблемы XXI века: материалы 21-й международной научной конференции, 20–21 мая 2021 г., г. Минск, Рес- публика Беларусь : в 2 ч. / Междунар. гос. экол. ин-т им. А. Д. Сахарова Бел. гос. ун-та ; под ред. С. А. Маскевича, М. Г. Герменчук. Минск : ИВЦ Минфина, 2021. Ч. 1. С. 193–196.
  5. Соболева Л. Л., Воронин Д. И., Покровская Н. В. Опыт разработки и функционирования электронного сервиса «Физическая культура и спорт» // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции. Саратов : Саратовский источник, 2022. С. 441–448.
  6. Шагивалеева И. З., Коноплянникова Т. В. Обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования на примере экологического образования в условиях цифровизации // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы всероссийской науч.-практ. конференции. Оренбург : Издательство Оренбургского государственного университета, 2021. С. 3155–3158.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.03.2023).
  8. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М. : Перо, 2019. 98 с.
  9. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 16–26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02
  10. 1Шахбанов Ш. Н., Исмаилова З. Н. Анализ и перспективы повышения информационной культуры у бакалавров педагогического образования в условиях цифровизации образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5. С. 137–140.
  11. Воронин Д. И. Механизмы формирования спортивно-образовательной экосистемы вуза // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2021. № S1 (29). С. 16–18.
  12. Глинчикова Л. А., Калягин В. И. Использование проектного метода в обучении физической культуре в школе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2020. № 3 (53). С. 102–105.
  13. Дмитриев С. В., Воронин Д. И., Быстрицкая Е. В. Онтологическая концепция в технологии профессионального образования в сфере физической культуры (Часть 1) // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры : cборник статей по материалом IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. С. 209–219.
  14. Бурханова И. Ю., Воронин Д. И. Игровые образовательные технологии подготовки кадров в сфере адаптивной физической культуры // Герценовские чтения : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Министерство просвещения Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб. : ООО «Р-КОПИ», 2022. С. 124–128.
  15. Бурханова И. Ю., Воронин Д. И. Подготовка игропедагога в сфере физической культуры и спорта // Спорт, человек, здоровье : материалы X Международного Конгресса, посвященного 125-летию со дня создания НГУ им. П. Ф. Лесгафта. СПб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021. С. 387–388.
  16. Глинчикова Л. А., Федулина И. Р. Реализация физкультурных занятий в условиях дистанционного обучения // Физическая культура. Рекреация. Спорт: материалы VI Международной научно-практической конференции / отв. ред. В. П. Строшков. Севастополь: ООО «Интерактивные технологии», 2022. С. 116–121.
  17. Глинчикова Л. А., Ребезов И. А. Проблемы совмещения спортивной деятельности с процессом обучения // Инновационные подходы в рекреации, туризме и физической культуре : материалы международной научно- практической конференции БФУ им. И. Канта. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2018. С. 45–50.
Поступила в редакцию: 
14.08.2023
Принята к публикации: 
20.11.2023
Опубликована: 
16.02.2024