Для цитирования:

Соснин А. Ю. Анализ качества жизни подростков в современной педагогической практике в контексте уровня их физической подготовленности // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 1. С. 17-26. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-1-17-26, EDN: CROPSR

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[796.015.132+613]-053.6
EDN: 
CROPSR

Анализ качества жизни подростков в современной педагогической практике в контексте уровня их физической подготовленности

Авторы: 
Соснин Александр Юрьевич, Средняя общеобразовательная школа № 38
Аннотация: 

Оценка качества жизни является ценным современным методом диагностики отклонений в различных видах функционирования индивидуума. Цель исследования – оценка качества жизни подростков с учетом уровня их физической подготовленности. Анализ качества жизни проведен среди подростков 15–17 лет в общеобразовательном учреждении (n = 139), отдельно проведен анализ среди школьников, систематически занимающихся физической активностью, в том числе в спортивных секциях (n = 61). Применен адаптированный опросник PEDsQL 4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0), статистическая обработка данных проводилась методами непараметрической статистики. Наиболее высокие показатели отмечены при самооценке подростками социального функционирования, отражающего коммуникабельность детей. Сравнительный анализ детских и родительских версий опросника указал на статистически значимые различия в характеристике физического функционирования (бега, ходьбы, подвижности ребенка), «Жизни в школе» (ролевого функционирования в коллективе и адаптации к учебным нагрузкам) с меньшими оценками в анкетах родителей и характеристике эмоционального функционирования, в которой подростки указывали на более значимые переживания (чувство страха, грусти, беспокойства, плохого настроения), чем на взгляд их родителей. Установлены гендерные особенности качества жизни подростков с меньшими показателями при характеристике физического и эмоционального функционирования среди девушек. Сравнение параметров качества жизни среди подростков-спортсменов и неспортсменов, наряду с заведомо более высоким уровнем физической подготовки, указало на высокую эмоциональную устойчивость спортсменов, но обозначило проблемы адаптации к учебным нагрузкам в общеобразовательном учреждении. Применение анализа качества жизни в педагогической практике позволяет выявить неблагоприятные тенденции в физическом, эмоциональном и социальном аспектах жизни обучающихся для проведения индивидуальной работы, в том числе в системе физического воспитания.

Список источников: 
  1. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М. : Олма, 2007. 230 с. EDN: WWQMYX
  2. Sosnina S. F., Kabirova N. R., Sokolnikov M. E., Okatenko P. V. Hemoblastoses in offspring of radiationhazardous industries workers // Health Risk Analysis. 2016. № 4. P. 20–26. https://doi.org/10.21668/health.risk/2016.4.03. eng, EDN: RQBHKC
  3. Qiu Y., Yao M., Guo Y., Zhang X., Zhang Sh., Zhang Y., Huang Y., Zhang L. Health-related quality of life of medical students in a chinese university: A cross-sectional study // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16 (24). P. 5165. https://doi.org/10.3390/ijerph16245165
  4. Соснина С. Ф., Окатенко П. В. Неинфекционная патология у детей работниц предприятия атомной промышленности // Медицинский академический журнал. 2017. Т. 17, № 3. С. 68–76. EDN: ZXLVUT
  5. Kuczynski A. M., Kanter J. W., Robinaugh D. J. Differential associations between interpersonal variables and quality-oflife in a sample of college students // Qual. Life Res. 2020. Vol. 29, iss. 1. P. 127–139. https://doi.org/10.1007/s11136-019-02298-3
  6. Antunes Barros R., Silva Menezes M., Lins L. Quality of life of medical students in Brazil. A comparative study // Rev. Med. Chil. 2019. Vol. 147, iss. 1. P. 107–113. https://doi.org/10.4067/S0034-98872019000100107
  7. Núñez-Rocha G. M., López-Botello C. K., Salinas-Martínez A. M., Arroyo-Acevedo H. V., Martínez- Villarreal R. T., Ávila-Ortiz M. N. Lifestyle, quality of life, and health promotion needs in mexican university students: Important differences by sex and academic discipline // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17 (21). P. 8024. https://doi.org/10.3390/ijerph17218024
  8. Волосников Д. К., Соснина С. Ф. Медико-социальная характеристика семей, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании (г. Озерск), имеющих детей подросткового возраста // Социология медицины. 2010. № 2 (17). С. 59–61. EDN: NTPUWF
  9. Соснина С. Ф., Волосников Д. К. Медико-социальные аспекты здоровья девочек подросткового возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 2011. № 3. С. 43–46. EDN: NWGPSP
  10. Давлетова Н. Х., Тафеева Е. А., Мавлиев Ф. А. Оценка качества жизни студентов спортивного ВУЗа // Медицина труда и экология человека. 2021. № 4 (28). С. 279–296. EDN: GUBRSF
  11. Барыкин С. Е., Гущин В. И., Гущина М. В. Модель повышения качества жизни и социального обеспечения профессиональных спортсменов в условиях цифровизации экономики // Социальные и экономические системы. 2022. № 3 (27). С. 162–190. EDN: HAGIPS
  12. Худоногов И. Ю., Певнева М. В., Ляшенко К. Н. Гендерные особенности динамики качества жизни и личностной тревожности спортсменов-подростков (по результатам занятий в школе здоровья) // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2023. Т. 15, № 2. С. 195–220. EDN: LOTWJA
  13. Цехмейструк Е. А., Шалина Н. К. Взаимосвязь показателей баланса стресс-восстановления и качества жизни у спортсменов // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 1. С. 70–75. EDN: MKAPPS
  14. Потапова Е. А., Земляной Д. А., Антонов А. А., Щерба Е. В. Социально-гигиенические факторы качества жизни юных спортсменов // Санитарный врач. 2021. № 2. С. 25–36 https://doi.org/10.33920/med-08-2102-03, EDN: KSTTPQ
  15. Соснина С. Ф. Комплексная оценка состояния здоровья и качества жизни подростков закрытого административно-территориального образования (на примере г. Озерска) : дис. … канд. мед. наук. Уфа, 2011. 161 с. EDN: QFLSGN
  16. Талибов А. Х., Гришаев Н. В. Качество жизни спортсменов (гиревиков) как элемент этапного контроля // Научно-педагогические школы Университета. 2021. № 6. С. 93–100. EDN: OCNRVH
  17. Varni J. W., Seid M., Kurtin P. S. PedsQL™ 4.0: Reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations // Med. Care. 2001. Vol. 39, iss. 8. P. 800–812. https://doi.org/10.1097/00005650-200108000-00006
  18. Соснина С. Ф., Волосников Д. К. Гендерные аспекты качества жизни подростков // Проблемы женского здоровья. 2010. Т. 5, № 2. С. 42–45. EDN: NBLTEL 
  19. Бокуть Е. Л., Комарова О. Н., Рассказова А. Л., Решетникова О. В. Самоотношение и атрибутивные схемы локус-контроля как составляющие личностного потенциала // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 6–16. https://doiorg/10.26456/vtpsyped/2020.4.006, EDN: FFHIZD
  20. Jozefiak T., Larsson B. Wichstrøm L. Quality of Life as reported by school children and their parents: A crosssectional survey // Health Qual. Life Outcomes. 2008. Vol. 6. Article number 34. https://doi.org/10.1186/1477-7525-6-34
  21. Upton P., Lawford J., Eiser C. Parent-child agreement across child health-related quality of life instruments: A review of the literature // Qual. Life Res. 2008. Vol. 17, № 6. P. 895–913. https://doi.org/10.1007/s11136-008-9350-5
  22. Cremeens J., Eiser C., Blades M. Factors influencing agreement between child self-report and parent proxy-reports on the Pediatric Quality of Life Inventory™ 4.0 (PedsQL™) generic core scales // Health Qual. Life Outcomes. 2006. Vol. 4. Article number 58. https://doi.org/10.1186/1477-7525-4-58
  23. Hutchings H. A., Upton P., Cheung W. Y. Adaptation of the Manchester-Minneapolis Quality of Life instrument for use in the UK population // Arch. Dis. Child. 2007. Vol. 92, № 10. P. 855–860. https://doi.org/10.1136/adc.2006.098947
  24. Соснина С. Ф., Сокольников М. Э. Наследуемые эффекты у потомков, связанные с вредным воздействием на родителей // Радиационная гигиена. 2019. Т. 12, № 3. С. 84–95. https://doi.org/10.21514/1998-426X-2019-12-3-84-95, EDN: XGFRSQ
  25. Solis A. C., Lotufo-Neto F. Predictors of quality of life in Brazilian medical students: A systematic review and metaanalysis // Braz. J. Psychiatry. 2019. Vol. 41, № 6. P. 556–567. https://doi.org/10.1590/1516-4446-2018-0116
  26. Квитчастый А. В., Бадтиева В. А., Сичинава Н. В., Юрьева И. В., Глухова Р. Р. Оценка качества жизни московских спортсменов в период самоизоляции в связи с пандемией COVID-19 // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № S2. С. 115–123. https://doi.org/10.14529/hsm22s215, EDN: BJUQBF
Поступила в редакцию: 
04.11.2024
Принята к публикации: 
30.11.2024
Опубликована: 
26.03.2025