Для цитирования:

Жданович Д. О. Современное состояние развития компьютерного спорта среди студенческой молодежи в Российской Федерации // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 4. С. 366-377. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-4-366-377, EDN: FXUDHT

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 26)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[004.9:796]-057.875(470+571)
EDN: 
FXUDHT

Современное состояние развития компьютерного спорта среди студенческой молодежи в Российской Федерации

Авторы: 
Жданович Дмитрий Олегович, Федеральный центр подготовки спортивного резерва
Аннотация: 

В статье показано современное состояние и тенденции развития компьютерного спорта среди студенческой молодежи в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена ростом интереса молодежи к компьютерному спорту и его интеграцией в образовательную среду. Цель исследования – выявление ключевых факторов, влияющих на развитие компьютерного спорта среди студенческой молодежи, а также формулировка рекомендаций по его дальнейшему продвижению. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что успешность компьютерного спорта среди студенческой молодежи в России зависит от уровня государственной поддержки, развитости инфраструктуры в образовательных организациях и наличия тренировочных занятий для студентов, занимающихся компьютерным спортом. Использованы методы анализа статистических данных, изучение нормативно-правовой базы, контент-анализ и обзор социологических опросов. Установлено устойчивое увеличение числа студентов, вовлеченных в компьютерный спорт, рост числа образовательных организаций со спортивными командами и расширение инфраструктуры. Выявлены ключевые барьеры: нехватка спортивного оборудования, слабая административная поддержка и отсутствие академического признания достижений студентов, занимающихся компьютерным спортом. Изложены предложения по устранению выявленных проблем, включая разработку единой государственной стратегии, развитие материально-технической базы и внедрение компьютерного спорта в образовательные программы. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к поддержке компьютерного спорта среди студенческой молодежи как значимого направления молодежной политики и цифровой трансформации образования.

Список источников: 
  1. Newzoo’s Global Games Market Report 2024. URL: https://newzoo.com/resources/trend-reports/newzoos-global-games-market-r... (дата обращения: 09.04.2025).
  2. Новейшие данные по киберспорту в России в 2024 г.. URL: https://interactivead.ru/news/novejshie-dannye-po-kibersportu-v-rossii-v... (дата обращения: 09.04.2025).
  3. Правила вида спорта «компьютерный спорт» (утв. приказом Минспорта России от 22.01.2020 № 22) (ред. от 01.12.2023) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344373/ (дата обращения: 14.03.2025).
  4. Устав Общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России» (ФКС России) (Принят учредительным съездом Федерации 24.03.2000) (с изм. на 29.02.2020). URL: https://resf.ru/about/documentation/103/ (дата обращения: 09.04.2025).
  5. Приказ Госкомспорта РФ от 25.07.2001 № 449 «О введении видов спорта в государственные программы физического воспитания» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://clck.ru/3HnfaP (дата обращения: 09.04.2025).
  6. Приказ Минспорта России от 29.04.2016 № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17.06.2010 № 606 “О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта”» // СПС КонсультантПлюс. URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199135/2ff7a8c72de3994f3... (дата обращения: 09.04.2025).
  7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.03.2017 № 183 «О признании и включении во Все- российский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215519/ (дата обращения: 09.04.2025).
  8. Яськов И. О., Пашкова Д. В., Зарипов Н. А., Горбунов Г. Г., Мумина М. М., Фахретдинов А. Р., Земцов Д. И. Состояние студенческого киберспорта в высших учебных заведениях Российской Федерации: экспертно-аналитический доклад / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 64 с.
  9. VK Play: 33% студентов играют в игры каждый день. URL: https://vkplay.ru/media/news/vk-play-33-studentovigrayut-v-igry-kazhdyj-... (дата обращения: 09.04.2025).
  10. Регламент Всероссийских соревнований по компьютерному спорту среди студенческих команд «Всероссийская киберспортивная студенческая лига» протокол № 124 от 18.03.2025 // ФКС России. URL: https://студлига.рф/rules/50/download/ (дата обращения: 09.04.2025).
  11. Алексеев Д. Поиграли – не хватит: в России возрождается мода на компьютерные клубы. URL: https://iz.ru/1843021/dmitrii-alekseev/poigrali-ne-hvatit-v-rossiivozroz...(дата обращения: 09.04.2025).
  12. Гальперин А. Минобрнауки: нужно создавать условия для развития киберспорта // РИА Новости. URL: https://na.ria.ru/20230925/kibersport-1898445052.html (дата обращения: 09.04.2025).
  13. VK Play Арена. URL: https://vk.com/vk_play_arena (дата обращения: 09.04.2025).
Поступила в редакцию: 
16.10.2025
Принята к публикации: 
30.10.2025
Опубликована: 
16.12.2025