Для цитирования:

Маркина И. В. Влияние студенческого спорта на социальную интеграцию и межличностные отношения в вузовской среде // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 3. С. 227-234. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-3-227-234, EDN: BLQSRU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 86)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.064.3+796
EDN: 
BLQSRU

Влияние студенческого спорта на социальную интеграцию и межличностные отношения в вузовской среде

Авторы: 
Маркина Ирина Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Исследование посвящено анализу роли студенческого спорта в социальной интеграции и формировании межличностных отношений в условиях мультикультурной университетской среды. На основе смешанной методологии (анкетирование 70 студентов и интервью с 30 респондентами) выявлено, что систематическое участие в спортивных мероприятиях, особенно командных, способствует расширению социальных контактов, укреплению доверия и снижению академического стресса. Результаты демонстрируют, что 64% студентов занимаются спортом регулярно, при этом спортсмены имеют в среднем в 2 раза больше друзей в вузе (8.5 против 4.2 у неспортсменов). Корреляционный анализ подтвердил сильную связь между частотой занятий командными видами спорта (футбол, волейбол) и уровнем интеграции (70%). Кросс-культурные кейсы (соревнования «Снежинка», Спартакиада на Кубок ректора) показали, что спорт способствует адаптации иностранных студентов (91% участников отметили укрепление связей) и преодолению гендерных стереотипов (70% женщин в волейболе). Участники командных видов чаще развивают лидерские качества (88%) и улучшают академическую коллаборацию (49%). Однако выявлены ограничения: учебная нагрузка (12% студентов не могут совмещать спорт и учебу) и предпочтение индивидуальных дисциплин (низкий уровень интеграции у 12% спортсменов). Исследование подчеркивает необходимость разработки инклюзивных программ, учитывающих культурные различия и баланс физической/учебной активности. Выводы указывают на спорт как ключевой инструмент формирования социальной сплоченности (94%), гордости студентов за университет (87%) и снижения конфликтов (на 79%).

Список источников: 
  1. Строгецкая Е. В., Бетигер И. Б. Вовлечение студентов в науку в фокусе социологического анализа // Дискурс. 2024. Т. 10, № 1. С. 56–72. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-1-56-72, EDN: MCMEKD
  2. Ермилова А. В. Характеристика социального поля спорта: некоторые элементы теории П. Бурдье // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 418–423. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-418-423, EDN: RIQHCE
  3. Плутник Д. А. Правила в общественном секторе в свете Нобелевской премии: вклад Элинор Остром в исследования коллективных действий // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 53–68. EDN: LKXYHJ
  4. Гофман Д. Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М. : ГУ ВШЭ, 2001. 100 с.
  5. Ермилова А. В. Влияние социального капитала на продолжительность периода профессиональной деятельности спортсменов высших достижений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4 (64). С. 5–18. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2022-4-1, EDN: CYLKNK
  6. Ерегина С. В., Тарасенко К. Н. Оценка развития коммуникативных умений у студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Физическая культура» // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 2 (204). С. 131–136. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p131-136, EDN: AFUPJJ
  7. Мишина Д. В. Сравнительный анализ лидерских качеств у молодежи, занимающейся индивидуальными и командными видами спорта // Форум молодых ученых. 2025. № 2 (102). С. 92–99. EDN: REHJYH
  8. Петрова Л. Ю., Перфилова Т. В., Петров М. А. Влияние занятий физической культурой на психологическое благополучие студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы V Международной научно-методической конференции (Казань, 29–30 ноября 2019 г.). Казань : Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, 2019. С. 634–637. EDN: QTVFLE
  9. Карпов В. Ю., Белоцерковец Е. А. Воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов средствами физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2009. № 1. С. 46–50. EDN: KXZKHJ
  10. Шабанова А. А. Влияние занятий спорта на развитие личностных качеств // Достижения науки и образования. 2021. № 8 (80). С. 39–40. EDN: CRTNRX
  11. Федорова А. О., Каюкова Ю. С. Любительский спорт как средство повышения уверенности в себе у студентов младших курсов // Мир науки. 2018. Т. 6, № 6. С. 72. EDN: YYJBOX
  12. Зянкина A. A. Исследование взаимосвязи отношения студентов к физической культуре и типов межличностных отношений // Психология в системе образования : материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции для практических психологов, молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 20–22 ноября 2009 г.). Екатеринбург : РГППУ, 2009. С. 55–59.
  13. Апаназова К. С., Рузанова Н. В. Роль физической культуры и спорта в межличностных отношениях студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 6–8 ноября 2015 г.). Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет , 2015. С. 380. EDN: VNESYT
  14. Голубева О. А. Студенческий спорт в России: структура управления, результаты деятельности (на примере Магнитогорского государственного технического университета) // Мир науки. 2018. Т. 6, № 5. С. 14. EDN: MJXMHB
  15. Каленикова Н. Г. Спортивно-массовая оздоровительная работа в ВУЗе как платформа адаптации иностранных студентов // Наука-2020. 2018. № 4 (20). С. 101–104. EDN: XYBVBR
Поступила в редакцию: 
01.05.2025
Принята к публикации: 
30.06.2025
Опубликована: 
24.09.2025