Для цитирования:

Маскаева Т. Ю. Влияние занятий «мягким фитнесом» на психофизическое состояние студенток I курса // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 403-408. DOI: 10.18500/2782-4594-2023-2-4-403-408, EDN: EVBIJG

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 72)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.4-057.87-055.2
EDN: 
EVBIJG

Влияние занятий «мягким фитнесом» на психофизическое состояние студенток I курса

Авторы: 
Маскаева Татьяна Юрьевна, Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Аннотация: 

Целью настоящего исследования было изучение влияния средств «мягкого фитнеса» на психофизическое состояние студенток 1-го курса. Предполагалось, что комплексное применение элементов йоги, пилатеса, аутогенной тренировки на занятиях по физической культуре в вузе будет способствовать снижению у студенток уровня стресса, повышению эмоциональной устойчивости, развитию навыков контроля в регуляции собственных психо-эмоциональных состояний и, как следствие, улучшению психического и физического благополучия. Исследование было проведено на базе Российского университета транспорта со студентками 1-го курса 17 19 лет, из которых было сформировано 2 группы – экспериментальная (ЭГ) (n = 23) и контрольная (КГ) (n = 21). Занятия в ЭГ проводились с использованием средств мягкого фитнеса, в КГ – по традиционной программе, с использованием средств общей физической подготовки. Методы исследования включали психодиагностические тесты: «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера – Ханина; «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Л. А. Курганского – Т. А. Немчина; тесты физической подготовленности (силовой выносливости, гибкости, вестибулярной устойчивости); функциональные пробы – Штанг, Генчи, Серкина, индекса Руфье. За период эксперимента было установлено значимое преимущество авторской методики по сравнению с традиционным подходом, что выразилось в достоверном улучшении показателей гибкости, статической и силовой выносливости мышц кора, вестибулярной устойчивости (функции равновесия), функциональных проб (Штанге, Генчи, Серкина, индекса Руфье) и некоторых показателей психического состояния студенток ЭГ по сравнению с КГ

Список источников: 
  1. Климов В. М., Айзман П. И. Оценка социально-психо- логической адаптации и психоэмоционального состояния студентов 1–2-го курсов технического университета // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 6–11.
  2. Боровец Е. Н., Завьялова Я. Л., Савина С. Р. Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса педагогического вуза разных профилей обучения // Наука и социум : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 13 мая 2020 г. Новосибирск : Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2020. С. 6–11.
  3. Литвинова Н. А., Иванов В. И., Березина М. Г., Глебов В. В. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности // Психология. Психофизиология. 2021. № 2. С. 108–119. https://doi.org/10.14529/jpps210211
  4. Лопатина Р. Ф., Лопатин Н. А. Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема // Вестник КазГУКИ. 2017. № 1. С. 135–140.
  5. Матчин Г. А., Вилкова К. К. Анализ нервно-психической устойчивости студентов вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 4 (192). С. 19–23.
  6. Постол О. Л., Ефимова А. М. Психологическое здоровье и стрессоустойчивость в жизни студентов транспортного вуза // Вестник Юридического института МИИТ. 2021. № 4 (36). С. 102–108. 
  7. Золотова М. Ю., Погодина О. А., Маскаева Т. Ю., Васильева О. Б., Глачаева С. Е. Роль элективных дисциплин по физической культуре и спорту в формировании общекультурных компетенций бакалавра // Теория и практика физической культуры. 2019. № 11. С. 43–45.
  8. Климов В. М., Айзман Р. И. Влияние разных видов физкультурно-спортивных специализаций на психофизиологический статус студенток // Психология. Психофизиология. 2019. № 4. С. 83–90. https://doi.org/10.14529/jpps190409
  9. Нененко Н. Д., Агафонова С. В. Особенности психо-физиологической адаптации студенток-первокурсниц к обучению в вузе в условиях дискомфортного климатогеографического региона при регулярных занятиях аэробикой // Вестник Югорского государственного университета. 2017. № 1-1 (44). С. 146–149.
  10. Ревенко Е. М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших в рамках физического воспитания разные виды двигательной активности // Образование и наука. 2017. № 7. С. 157–174. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-157-174
  11. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Вып. 2. Красноярск : Литера-принт, 2009. 237 с.
Поступила в редакцию: 
17.07.2023
Принята к публикации: 
20.08.2023
Опубликована: 
16.11.2023