Для цитирования:
Осипенко Е. В., Юрошкевич А. А., Шахов А. А. Структурно-функциональные взаимосвязи психологических характеристик студентов в зависимости от вида спортивной активности // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 2. С. 164-170. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-2-164-170, EDN: UJZRYZ
Структурно-функциональные взаимосвязи психологических характеристик студентов в зависимости от вида спортивной активности
Исследовано влияние занятий спортивными играми на развитие командных навыков и когнитивных функций у студентов технического вуза. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления психологических и социальных эффектов различных видов спортивной активности в условиях учебного заведения. Цель исследования – выявление структурно-функциональных взаимосвязей когнитивных, эмоциональных и социальных характеристик, формирующих мультикомпетентностный профиль студентов технических специальностей в зависимости от вида спортивной активности. В исследовании приняли участие 60 студентов-юношей (2–4-е курсы), распределенных по четырем группам: баскетбол, волейбол, гандбол и учебные занятия по дисциплине «Физическое воспитание». Использовались валидированные психометрические методики для оценки мотивации, когнитивной гибкости, ментальной прочности, командной эффективности и эмоционального интеллекта. Применялись методы описательной статистики, корреляционного, факторного, кластерного и регрессионного анализа. Специализированные виды спорта способствуют развитию уникальных психологических профилей: баскетбол – когнитивной гибкости и эмоциональной регуляции, волейбол – командной сплоченности и эмпатии, гандбол – ментальной прочности и целевой ориентации. Системный анализ показал, что до 62% вариаций спортивных результатов объясняется взаимодействием указанных характеристик. Это подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к физическому воспитанию студентов в технических вузах. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации программ физического воспитания и психологической подготовки студентов к спортивной деятельности.
- Bailey R. Evaluating the relationship between physical education, sport and social inclusion // Educational Review. 2005. Vol. 57, № 1. P. 71–90. https://doi.org/10.1080/0013191042000274196
- Eime R. M., Young J. A., Harvey J. T., Charity M. J., Payne W. R. A systematic review of the psychological and social benefits of participation in sport for children and adolescents: Informing development of a conceptual model of health through sport // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2013. Vol. 10, № 1. P. 98. https://doi.org/10.1186/1479-5868-10-98
- Gucciardi D. F., Hanton S., Mallett C. J. Progressing measurement in mental toughness: A case example of the Mental Toughness Questionnaire 48 // Sport, Exercise, and Performance Psychology. 2012. № 1 (3). P. 194–214. https://doi.org/10.1037/a0027190
- Laborde S., Dosseville F., Allen M. S. Emotional intelligence in sport and exercise: A systematic review // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2016. Vol. 26, № 8. P. 862–874. https://doi.org/10.1111/sms.12510
- Sabiston C. M., Munroe-Chandler K. J., Crocker P. R. E. Emotion regulation in sport and exercise // Handbook of Sport Psychology / eds. G. Tenenbaum, R. C. Eklund. 4th ed. Wiley, 2019. P. 691–707.
- Verburgh L., Scherder E. J. A., van Lange P. A. M., Oosterlaan J. Executive functioning in highly talented soccer players // PLoS ONE. 2014. Vol. 9, № 3. P. e91254. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0091254
- Малкин В. Р., Рогалева Л. Н., Бредихина Я. А. Изучение влияния спорта на эмоциональный интеллект студентов- спортсменов // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4. С. 1195–1197. EDN: ZGIPYL
- Гасанпур М. К. Сравнение эмоционального интеллекта у студентов-спортсменов и неспортсменов с точки зрения его роли в управлении индивидуальными и социальными эмоциями // Вектор науки ТГУ. Cерия: педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 46–48. EDN: SEDODR
- Бочавер К. А., Резниченко С. И., Бондарев Д. В. Аутентичность и ментальная прочность спортсмена: эмпирическая модель // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16, № 4. С. 172–188. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160412, EDN: IENEPA
- Кондратьев И. М., Дудорова Е. В. Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 3. С. 475–485. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-475-485, EDN: LNGYXL
- Бочавер К. А., Довжик Л. Д. Ментальная прочность спортсмена как интеграция ценностных и копингресурсов личности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2022. № 12. С. 29–31. EDN: DRYXJO
- Бочавер К. А., Савинкина А. О. К вопросу о феномене групповой сплоченности в спорте: анализ методологических подходов // Социология власти. 2018. T. 30, № 2. С. 55–82. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2018-2-55-82,EDN: YLLMCD
- Рогалева Л. Н., Дубинкина Ю. А. Психодиагностика в спорте : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. 84 с.
- Федунина Н. Ю. Эволюция понятия «ментальная прочность» в зарубежной спортивной психологии // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 77–83. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060408, EDN: YTOSBK
- Залевская Е. Д. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. T. 2, № 3. С. 60–65. EDN: ZDMNMT
- Бочавер К. А., Довжик Л. М., Бондарев Д. В., Савинкина А. О. Ментальные навыки как ресурс профессионального долголетия спортсмена // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. С. 58–75. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140403, EDN: PKAXLS