Для цитирования:

Осипенко Е. В., Юрошкевич А. А., Шахов А. А. Структурно-функциональные взаимосвязи психологических характеристик студентов в зависимости от вида спортивной активности // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 2. С. 164-170. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-2-164-170, EDN: UJZRYZ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 33)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796:159.923
EDN: 
UJZRYZ

Структурно-функциональные взаимосвязи психологических характеристик студентов в зависимости от вида спортивной активности

Авторы: 
Осипенко Евгений Владиславович, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
Юрошкевич Артем Алексеевич, Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого
Шахов Артём Александрович, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Аннотация: 

Исследовано влияние занятий спортивными играми на развитие командных навыков и когнитивных функций у студентов технического вуза. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления психологических и социальных эффектов различных видов спортивной активности в условиях учебного заведения. Цель исследования – выявление структурно-функциональных взаимосвязей когнитивных, эмоциональных и социальных характеристик, формирующих мультикомпетентностный профиль студентов технических специальностей в зависимости от вида спортивной активности. В исследовании приняли участие 60 студентов-юношей (2–4-е курсы), распределенных по четырем группам: баскетбол, волейбол, гандбол и учебные занятия по дисциплине «Физическое воспитание». Использовались валидированные психометрические методики для оценки мотивации, когнитивной гибкости, ментальной прочности, командной эффективности и эмоционального интеллекта. Применялись методы описательной статистики, корреляционного, факторного, кластерного и регрессионного анализа. Специализированные виды спорта способствуют развитию уникальных психологических профилей: баскетбол – когнитивной гибкости и эмоциональной регуляции, волейбол – командной сплоченности и эмпатии, гандбол – ментальной прочности и целевой ориентации. Системный анализ показал, что до 62% вариаций спортивных результатов объясняется взаимодействием указанных характеристик. Это подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к физическому воспитанию студентов в технических вузах. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации программ физического воспитания и психологической подготовки студентов к спортивной деятельности.

Благодарности: 
Исследование выполнено при реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учетом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса» (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 345 от 13.08.2024 г.).
Список источников: 
  1. Bailey R. Evaluating the relationship between physical education, sport and social inclusion // Educational Review. 2005. Vol. 57, № 1. P. 71–90. https://doi.org/10.1080/0013191042000274196
  2. Eime R. M., Young J. A., Harvey J. T., Charity M. J., Payne W. R. A systematic review of the psychological and social benefits of participation in sport for children and adolescents: Informing development of a conceptual model of health through sport // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2013. Vol. 10, № 1. P. 98. https://doi.org/10.1186/1479-5868-10-98
  3. Gucciardi D. F., Hanton S., Mallett C. J. Progressing measurement in mental toughness: A case example of the Mental Toughness Questionnaire 48 // Sport, Exercise, and Performance Psychology. 2012. № 1 (3). P. 194–214. https://doi.org/10.1037/a0027190
  4. Laborde S., Dosseville F., Allen M. S. Emotional intelligence in sport and exercise: A systematic review // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2016. Vol. 26, № 8. P. 862–874. https://doi.org/10.1111/sms.12510
  5. Sabiston C. M., Munroe-Chandler K. J., Crocker P. R. E. Emotion regulation in sport and exercise // Handbook of Sport Psychology / eds. G. Tenenbaum, R. C. Eklund. 4th ed. Wiley, 2019. P. 691–707.
  6. Verburgh L., Scherder E. J. A., van Lange P. A. M., Oosterlaan J. Executive functioning in highly talented soccer players // PLoS ONE. 2014. Vol. 9, № 3. P. e91254. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0091254
  7. Малкин В. Р., Рогалева Л. Н., Бредихина Я. А. Изучение влияния спорта на эмоциональный интеллект студентов- спортсменов // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4. С. 1195–1197. EDN: ZGIPYL
  8. Гасанпур М. К. Сравнение эмоционального интеллекта у студентов-спортсменов и неспортсменов с точки зрения его роли в управлении индивидуальными и социальными эмоциями // Вектор науки ТГУ. Cерия: педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 46–48. EDN: SEDODR
  9. Бочавер К. А., Резниченко С. И., Бондарев Д. В. Аутентичность и ментальная прочность спортсмена: эмпирическая модель // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16, № 4. С. 172–188. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160412, EDN: IENEPA
  10. Кондратьев И. М., Дудорова Е. В. Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 3. С. 475–485. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-475-485, EDN: LNGYXL
  11. Бочавер К. А., Довжик Л. Д. Ментальная прочность спортсмена как интеграция ценностных и копингресурсов личности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2022. № 12. С. 29–31. EDN: DRYXJO
  12. Бочавер К. А., Савинкина А. О. К вопросу о феномене групповой сплоченности в спорте: анализ методологических подходов // Социология власти. 2018. T. 30, № 2. С. 55–82. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2018-2-55-82,EDN: YLLMCD
  13. Рогалева Л. Н., Дубинкина Ю. А. Психодиагностика в спорте : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. 84 с.
  14. Федунина Н. Ю. Эволюция понятия «ментальная прочность» в зарубежной спортивной психологии // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 77–83. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060408, EDN: YTOSBK
  15. Залевская Е. Д. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. T. 2, № 3. С. 60–65. EDN: ZDMNMT
  16. Бочавер К. А., Довжик Л. М., Бондарев Д. В., Савинкина А. О. Ментальные навыки как ресурс профессионального долголетия спортсмена // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. С. 58–75. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140403, EDN: PKAXLS
Поступила в редакцию: 
26.04.2025
Принята к публикации: 
30.04.2025
Опубликована: 
23.06.2025