Для цитирования:
Жданович Д. О., Девятова Е. В., Лопатина О. М., Картавый С. В. Современное состояние развития компьютерного спорта в Российской Федерации // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 2. С. 119-130. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-2-119-130, EDN: DNADNY
Современное состояние развития компьютерного спорта в Российской Федерации
Исследуется современное состояние и перспективы развития компьютерного спорта в России. Показана актуальность темы в контексте растущего влияния компьютерного спорта на молодежную культуру и общественную жизнь. Цель исследования – оценить текущее состояние и перспективы развития компьютерного спорта в России на основе анализа нормативно-правовой базы и статистических данных (формы 1-ФК, 5-ФК) за 2021–2024 гг., а также выявить ключевые проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию. Гипотеза исследования предполагает, что государственная поддержка в форме институционализации, разработки программ развития и нормативно-правового регулирования способствует росту популярности и профессионализации компьютерного спорта. Установлен активный рост дисциплины, подтвержденный увеличением числа занимающихся, тренеров, судей и отделений по подготовке спортивного резерва. Выявлено увеличение числа спортсменов, имеющих спортивные разряды, что свидетельствует о развитии системы спортивной подготовки. Показано, что, несмотря на положительную динамику, сохраняется гендерный дисбаланс, требующий разработки специальных программ по привлечению женщин в компьютерный спорт. Установлена необходимость совершенствования системы присвоения спортивных разрядов и званий для стимулирования роста высококвалифицированных спортсменов. Выявлена потребность в квалифицированных судейских и тренерских кадрах, а также в развитии программ подготовки резерва с учетом возрастных особенностей спортсменов. Изложены рекомендации по дальнейшему развитию компьютерного спорта в России, включая меры по устранению гендерного дисбаланса, совершенствованию системы присвоения разрядов, повышению квалификации тренерских и судейских кадров, а также развитию программ подготовки спортивного резерва.
- Newzoo’s Global Esports & Live Streaming Market Report. URL: https://newzoo.com/resources/trend-reports/newzoo-global-esports-live-st... (дата обращения: 14.03.2023).
- Афанасьева А. В. Объединяющая сила игры. Влияние киберспорта на современную молодежную культуру России // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 27. С. 176–182. EDN: XCOLHH
- Правила вида спорта «компьютерный спорт» (утв. приказом Минспорта России от 22.01.2020 № 22) (ред. от 01.12.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344373/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Устав Общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России» (ФКС России) (принят учредительным съездом Федерации 24.03.2000) (с изм. на 29.02.2020). URL: https://resf.ru/about/documentation/103/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Госкомспорта РФ от 25.07.2001 № 449 «О введении видов спорта в государственные программы физического воспитания». URL: https://clck.ru/3HnfaP (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Минспорта России от 29.04.2016 № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17.06.2010 № 606 «О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199135/2ff7a8c72de3994f3... (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.03.2017 № 183 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215519/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Минспорта России «Об утверждении правил вида спорта “компьютерный спорт”» от 22.01.2020 № 22. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345045/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Минспорта России от 24.08.2021 № 659 «Об утверждении квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «компьютерный спорт». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401004/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Министерства спорта РФ от 28.06.2022 г. № 548 «О государственной аккредитации общероссийской общественной организации и наделении ее статусом общероссийской спортивной федерации по виду спорта “компьютерный спорт”». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc\&base=EXP\&n=805182\#Vr7YgfU8hIxDxUos (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Минспорта России от 13.12.2021 № 961 «Об утверждении программы развития вида спорта «компьютерный спорт» в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc\&base=EXP\&n=803383\#wNDYgfU6ta7h71el (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Министерства спорта РФ от 02.11.2022 г. № 900 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433183/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 05.02.2024 № 108 «Об утверждении примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471979/2ff7a8c72de3994f3... (дата обращения: 14.03.2025).
- Приказ Минспорта России от 11.01.2022 № 6 (ред. от 18.12.2024) «Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта, не включенные в программы Игр Олимпиады, Олимпийских зимних игр, а также не являющиеся военно-прикладными или служебно-прикладными видами спорта)». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409496/ (дата обращения: 14.03.2025).