Для цитирования:
Никифорова О. Н., Маркин Э. В. Совершенствование вестибулярной устойчивости студентов средствами трансдинамических двигательных действий // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 287-292. DOI: 10.18500/2782-4594-2023-2-3-287-292, EDN: KWOGDY
Совершенствование вестибулярной устойчивости студентов средствами трансдинамических двигательных действий
Любое освоение техники движений, которое формируется в результате продолжительного физкультурного или спортивного воздействия, зависит от согласованности деятельности центральных нервных процессов и работающих мышц. Для быстрого достижения результата совершенствования вестибулярной устойчивости была разработана методика, направленная на изменение состояния сознания путем фокусирования внимания на выполнении координационных упражнений по заданным траекториям и требующая выполнения заданий за нормативный период времени. Цель исследования – определить влияние трансдинамических двигательных действий на совершенствование вестибулярной устойчивости студентов – будущих архитекторов, горных техников, инженеров-экологов, специалистов по охране труда, инженеров по использованию водных ресурсов, инженеров по автоматизации и др. Представлены результаты внедрения методики совершенствования вестибулярной устойчивости в процессе учебных занятий с 42 студентами и подготовки их к профессиональной деятельности в аграрной области. Кроме вестибулярной устойчивости, изучены процессы развития ключевых физических качеств в течение учебного года. Доказана эффективность методики, которая способствовала улучшению вестибулярной устойчивости на 10–15% за 8– 10 практических занятий после длительного отсутствия двигательной активности, а также может быть использована в игровых видах спорта для повышения спортивного результата на 5–8% за год.
- Зинченко Г. П., Салогуб А. М. Управление человеческими ресурсами. Ростов-на-Дону : ООО «Ростиздат», 2005. 136 с.
- Руденко Г. В., Дубровская Ю. А., Бобров И. В. Методика определения психофизиологического потенциала организма // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 8–10.
- Маркин Э. В., Парфенов А. С. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 9. С. 34–37.
- Никифорова О. Н., Хотеева М. В., Чернобров Г. А. Военно-прикладная физическая подготовка как средство повышения физической и морально-волевой подготовленности студентов аграрного вуза // 74-я Всероссийская студенческая научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения П. А. Ильенкова, Москва, 1–31 января 2021 г. М. : РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева, 2021. С. 97–100.
- Никифорова О. Н., Ивашкова Е. Э., Журбина А. Д., Бакулина Е. Д. Совершенствование профессионально важных психофизических функций у студентов аграрных вузов средствами физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2022. № 10. С. 65–67.
- Валиулина О. В., Мишунина А. Д. Психофизическая готовность студентов к профессиональной деятельности // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: материалы Всероссийской научно- практической конференции, Уфа, 12–14 октября 2015 г. Уфа : Башкирский государственный аграрный университет, 2015. С. 250–254.
- Горская И. Ю., Афанасьева И. В., Ревенко Е. М. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов: монография. Омск : Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2014. 212 с.
- Яковлева В. Н., Перегудова В. Н. Совершенствование координационных способностей студенток в рамках про- граммы по физической культуре в вузе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 544–549. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.4. p544-549