Для цитирования:
Голикова Е. М. Физкультурно-спортивная деятельность студентов с интеллектуальными нарушениями // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 1. С. 69-75. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-1-69-75, EDN: MTDMPY
Физкультурно-спортивная деятельность студентов с интеллектуальными нарушениями
Актуальность статьи обусловлена потребностью к преобразованию физкультурно-спортивной деятельности в системе образования для студенческой молодежи с интеллектуальными нарушениями. Приоритетные направления развития образования для студентов с отклонениями в состоянии здоровья на долгосрочный период призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательности их исполнения, а точнее – обеспечить доступность образовательных практик (коррекционно-развивающих, адаптивно-спортивных и досуговых мероприятий) через реализацию инклюзивных и адаптированных программ внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, c обоснованной потребностью психофизического развития данной категории студентов.
Цель исследования заключается в выявлении доступной физкультурно-спортивной деятельности для студенческой молодежи с интеллектуальными нарушениями в среднем профессиональном образовании. Автор раскрывает основные направления физкультурно-спортивной деятельности со студентами, имеющими интеллектуальные нарушения, предлагает индивидуальную образовательную траекторию при построении оздоровительных и спортивных занятий во внеучебное время, нацеленных на оздоровительный, социализирующий, корригирующий результат. При включении студентов с интеллектуальными нарушениями в физкультурно-спортивные занятия во внеучебное время отмечена высокая мотивация к двигательной активности, проявление интереса к занятиям адаптивными видами спорта (Uкр – 62). Оздоровительный результат отражался в значительных изменениях функционального состояния кардиореспираторной системы (Uкр – 87) и формировании здорового образа жизни (Uкр – 8). Повысились результаты физической подготовленности при выполнении тестовых заданий (Uкр – 29.5). Отмечаются положительные изменения в тестах «волевая саморегуляция» (Uкр – 87) и «достижение цели» (Uкр – 75.5). В процессе занятий отмечалась активность, коммуникация между студентами с интеллектуальными нарушениями и студентами, не имеющими отклонений в состоянии здоровья.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ. URL: https://fksr.org/files/uploads/FZ_329_v_redakcii_25_12_2023.pdf (дата обращения: 01.08.2024).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 01.08.2024).
- Евсеев С. П. Спорт лиц с нарушением интеллекта: методические рекомендации. М. : ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2021. 43 с. EDN: OWRNXW
- Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко. М. : Наука, 1990. 494 с.
- Руководство по программе объединенного спорта специальной олимпиады : методическое пособие для тренеров / сост. Д. М. Захарова, В. Я. Антонов. М. : Гарант-Инвест, 2013. 114 с.
- Евсеев С. П. Адаптивный спорт. Настольная книга тренера. М. : ООО «ПРИНЛЕТО», 2021. 600 с.
- Евсеев С. П. Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации: состояние и перспективы // Доступная среда. 2020. № 2. С. 74–78.
- Классификация спортсменов в Паралимпийских видах спорта / авт.-сост. Г. З. Идрисова. М. : Паралимпийский комитет России, 2020. 216 с.
- Певзнер М. С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М. : Педагогика, 1982. 104 с.
- Голикова Е. М., Тиссен П. П., Панкратович Т. М. Индивидуальные траектории инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в физкультурном образовании // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 37–38. EDN: VEGLMF