Для цитирования:

Пащенко Л. Г., Матюнина Н. В. Физкультурно-рекреационная деятельность студенческой молодежи: поведенческие и биологические факторы // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 30-39. DOI: 10.18500/2782-4594-2022-1-1-30-39, EDN: ZQJBV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 186)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.83-057.87(470+571)
EDN: 
ZQJBV

Физкультурно-рекреационная деятельность студенческой молодежи: поведенческие и биологические факторы

Авторы: 
Пащенко Лена Григорьевна, Нижневартовский государственный университет
Матюнина Наталья Васильевна, Омский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена распространением физкультурно-рекреационной деятельности среди молодежи и необходимостью оценки эффективности самостоятельного использования юношами и девушками средств физической культуры и спорта в свободное от учебы время. Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей физического состояния и поведенческих факторов, обусловливающих физическую активность юношей и девушек, обучающихся в вузе, вовлеченных в физкультурно-рекреационную деятельность (осуществляемую самостоятельно либо под контролем специалистов в условиях фитнес-центра), их сверстников, занимающихся спортом в спортивных школах, а также студентов, использующих средства физической культуры и спорта только в процессе учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Гипотеза: предполагаем, что студенты, вовлеченные в физкультурно-рекреационную деятельность имеют более оптимальные показатели физического состояния, по сравнению со сверстниками, не использующими средства физической культуры и спорта в свободное от работы и учебы время. Считаем, что самостоятельно занимающиеся физической активностью во время досуга студенты имеют опыт организованных занятий спортом под руководством тренера и являются потенциальными участниками физкультурно-массовых мероприятий, организуемых во внеучебное время в вузе. В исследовании приняли участие 230 студентов 1–4-х курсов (97 девушек и 133 юноши) Нижневартовского государственного университета. Использовались такие методы исследования, как изучение вариабельности сердечного ритма, анкетирование, методы математической статистики. В результате исследования выявлено увеличение числа молодых людей, вовлеченных в физкультурно-рекреационную деятельность. Установлено, что физическое состояние студентов, самостоятельно использующих средства физической культуры и спорта во внеучебное время, отличается более напряженным функционированием регуляторных систем организма, по сравнению с их сверстниками, занимающимися на досуге под контролем специалистов. У большинства лиц, самостоятельно занимающихся физической активностью в свободное время, отсутствует опыт организованных занятий спортом в прошлом. Обнаружено, что физкультурно-спортивные предпочтения для занятий во внеучебное время у российских юношей и девушек не отличаются от выбора видов физической активности зарубежных сверстников и соотносятся с показателями их неготовности принять участие в массовых соревнованиях. Полученные результаты констатируют важность педагогического сопровождения физкультурно-рекреационной деятельности студентов, занимающихся самостоятельно.

Список источников: 
  1. Красникова О. С., Пащенко Л. Г., Давыдова С. А. Сравнительный анализ физической подготовленности студенток в условиях реализации свободного выбора физкультурно-спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. С. 37–39.
  2. Пешкова Н. В. Поведенческая стратегия в отношении здоровья у девушек, занимающихся в рамках спортизации физического воспитания различными видами двигательной активности // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 89–91.
  3. Пащенко Л. Г., Давыдова С. А., Коричко Ю. В. Повышение эффективности физического воспитания в вузе путем реализации проекта «Физическое здоровье студента НВГУ» // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2017. С. 197–200.
  4. Эльмурзаев М. А., Дунаев К. Ш., Дунаев М. К., Шаухалов Т. С. Физкультурно-рекреационная деятельность : понятие, содержательные компоненты // Учебные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 227–232.
  5. Dąbrowska-Galas M., Plinta R., Dąbrowska J., Skrzypulec-Plinta V. Physical Activity in Students of the Medical University of Silesia in Poland // Physical Therapy. 2013. Vol. 93, № 3. P. 384–392. https://doi.org/10.2522/ptj.20120065.
  6. Itoh H., Kitamura F., Hagi N., Mashiko T., Matsukawa T., Yokoyama K. Leisure-time physical activity in youth as a predictor of adult leisure physical activity among Japanese workers : A cross-sectional study // Environmental Health and Preventive Medicine. 2017. № 37. https://doi.org/10.1186/s12199-017-0648-1
  7. Ekblom-Bak E., Ekblo Ö., Andersson G., Wallin P., Ekblom B. Physical Education and Leisure-Time Physical Activity in Youth Are Both Important for Adulthood Activity, Physical Performance, and Health // Journal of Physical Activity and Health. 2018. № 15, iss. 9. P. 661–670. https://journals.humankinetics.com/view/journals/jpah/15/9/articlep661.xml
  8. Лотоненко В. А., Бугаков А. И., Филимонова С. И., Лотоненко А. А. Физическая рекреация в пространстве физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2015. № 1. С. 52–56.
  9. Гриненко О. Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5. С. 112–117.
  10. Смирнов В. В. Формирование культуры здоровья молодежи в контексте социально-культурного подхода // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. В. Вернадского. 2011. № 2 (33). С. 216–221.
  11. Пащенко Л. Г., Красникова О. С. Влияние двигательного режима студентов вуза на показатели физического здоровья // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 24–26.
  12. Лифанов А. Д. Структура, механизмы и условия развития мотивации оздоровительной деятельности студентов вузов : монография. Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. 168 c.
  13. Масловская Ю. И. О сущности и признаках соревновательного метода в физическом воспитании // Веснік БДУ. Серыя 4 : Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2014. № 3. С. 75–78.
  14. Doyle C. B., Khan A., Burton N. W. Recreational physical activity context and type preferences among male and female Emirati university students // International Health. 2019. Vol. 11, № 6. P. 507–512. https://doi.org/10.1093/inthealth/ihz002
  15. O’Brien W. J., Shultz S. P., Firestone R. T., George L., Kruger R. Ethnic-specific suggestions for physical activity based on existing recreational physical activity preferences of New Zealand women // Australian and New Zealand Journal of Public Health. 2019. Vol. 43, № 5. P. 443–450. https://doi.org/10.1111/1753–6405.12902 
Поступила в редакцию: 
20.12.2021
Принята к публикации: 
01.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022