Для цитирования:

Болотова М. И., Ермакова М. А. Физическая культура и спорт как средства развития социальной инициативности обучающихся // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 232-245. DOI: 10.18500/2782-4594-2023-2-3-232-245, EDN: XJJDSO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 170)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.18:378.661(470.56):796
EDN: 
XJJDSO

Физическая культура и спорт как средства развития социальной инициативности обучающихся

Авторы: 
Болотова Марина Ивановна, Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ермакова Марина Аркадьевна, Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Аннотация: 

Обоснована актуальность проблемы развития социальной инициативности личности в современных реалиях российского общества; доказано, что студенчество характеризуется наивысшей социальной активностью, и образовательная организация, представляя разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности (инновационную, научно-исследовательскую, социальную, спортивную, творческую и др.), обладает потенциалом развития гибких Soft Skills: коммуникативных, организаторских и лидерских. Определены содержательные характеристики социально инициативной личности, включающие активность, ответственность, исполнительность; рассмотрено понятие «социальная инициативность». По результатам анкетирования по исследуемой проблеме (выборка – 2130 респондентов) было определено отношение студентов-медиков к социальной активности как деятельности, способной преобразовать социум и себя; к лидерству и инициативности, необходимых для достижения успеха; выявлены актуальные и востребованные виды социальных практик (событийное волонтерство, физическая культура и спорт, околоспортивные сообщества, туризм и др.). Авторами предложены наиболее интересные студенческому сообществу проекты и программы с целью формирования социального опыта.

Список источников: 
  1. Новикова Г. В., Маль Г. С. Структура социальной активности молодежи в добровольческой деятельности и ее виды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10, ч. 4 (52). C. 124–126. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.023
  2. Коломыцева А. С., Ковалева М. В. Роль спорта и физической культуры в жизни современной молодежи // Научные высказывания. 2021. № 8 (8). С. 23–26.
  3. Букина Т. С., Леденев В. В. Социальная инициативность молодежи как фактор развития страны // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 11. C. 119–120.
  4. Григорьева М. В., Шаров А. А., Заграничный А. И. Структура и мотивация социальной активности и ее со- отношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 142–158. https://doi.org/10.17759/sps.2022130109
  5. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164–176. https://doi.org/10.17805/zpu.2015.4.15
  6. Хайкин В. Л. Активность (характеристика и развитие). Воронеж : МОДЭК, 2000. 448 с.
  7. Акимова М. К., Галстян О. А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 51–61.
  8. Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2004. 337 c.
  9. Мирошниченко О. Ю. Социальная инициативность как интегративное социально востребованное качество личности // Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции, Саратов, 25–26 февраля 2017 г. / под ред. Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. Саратов : Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», 2017. С. 334–337.
  10. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции, Уфа, 20–23 июля 2012 г. Уфа : Лето, 2012. С. 157–160.
  11. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 1 (103). С. 131–136.
  12. Александров Д. Что такое проактивность и как она помогает в карьере и жизни. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/60faf8419a7947e2fc30cdef (дата обращения: 29.04.2023).
  13. Алексеева В. В. Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 2. С. 29–31.
  14. Дашевская Л. В. Социальные инициативы студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 23 с.
  15. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 26–41. https://doi.org/10.17223/17267080/74/2
  16. Кодякова Н. В. Социокультурная среда вуза в формировании социального опыта студентов-медиков // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 03–05 февраля 2016 г. Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016. С. 3074–3077.
Поступила в редакцию: 
03.06.2023
Принята к публикации: 
15.06.2023
Опубликована: 
19.09.2023