Для цитирования:

Шувалов А. В., Хуббиев Ш. З. Отношение тренеров по скалолазанию к планированию и контролю спортивной подготовки // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 96-102. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-1-96-102, EDN: KDJIOU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 29)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.526
EDN: 
KDJIOU

Отношение тренеров по скалолазанию к планированию и контролю спортивной подготовки

Авторы: 
Шувалов Антон Валериевич, Санкт-Петербургский подростково-молодежный центр Калининский
Хуббиев Шайкат Закирович, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

В настоящее время отмечается недостаточность научно-методического обоснования учебно-тренировочного процесса в скалолазании. Целью исследования является обоснование применения тренерами по скалолазанию методов учета и контроля результатов спортивной подготовки, а также планирования видов подготовки в системе спортивной подготовки в зависимости от опыта работы и наличия образования. Использован опросник, в который включены вопросы по теме планирования и контроля результатов в скалолазании. Опросник был выполнен в электронном виде, в сети Интернет с использованием электронного облачного сервиса Гугл-формы, опрошены 63 тренера спортивных организаций, занимающиеся подготовкой скалолазов. Установлено, что тренеры со спортивным образованием чаще применяют планирование тренировочного процесса, процедуры контроля и учета результатов, отмечают достижение состояния спортивной формы к соревнованиям у воспитанников. Опыт работы и опыт занятия спортивным скалолазанием не являются значимыми.

Список источников: 
  1. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев : Олимпийская литература, 1997. 557 с
  2. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев : Олимпийская литература, 2004. 806 с
  3. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М. : Советский спорт, 2004. 463 с.
  4. Царанков В. Л., Степанцов В. М., Борсук В. Н. Комплексный контроль в управлении тренировочным процессом // Здоровье для всех: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пинск, 25–26 апреля 2013 года. Ч. II. Пинск : Полесский государственный университет, 2013. С. 234–237. EDN ZDAHZB
  5. Махов С. Ю. Комплексный контроль в управлении тренировочным процессом // Наука-2020. 2020. № 6 (42). С. 124–133.
  6. Филиппов С. С., Михайлова Е. Я., Ермилова В. В. Результаты исследования отношения специалистов ДЮСШ к разработке программ спортивной подготовки // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 268–273.
  7. Курамшин Ю. Ф., Филиппов С. С., Бирюкова К. А. Отношение тренеров спортивных школ к разработке программ спортивной подготовки // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 151–156.
  8. Anyadike-Danes K., Donath L., Kiely J. Coaches’ perceptions of common planning concepts within training theory: An international survey // Sports Medicine Open. 2023. Vol. 9, iss. 1. Article number 109. https://doi.org/10.1186/s40798-023-00657-6
  9. McMullen C. W., Mugleston B. J., Booker L. N. Coaches’ attitudes toward campus board training in adolescent climbers in the United States // Wilderness & Environmental Medicine. 2021. Vol. 32, iss. 2. P. 168–175.
  10. Севостьянова Е. В. Педагогическая технология повышения стрессоустойчивости у спортсменов-скалолазов: дис. … канд. пед. наук М., 2021. 207 с.
  11. Santolaya M., Rubio V., Ruiz-Barquín R. Checklist of psychological variables involved in climbing. Operationalizing expert’s knowledge // Revista de Psicología del Deporte (Journal of Sport Psychology). 2022. Vol. 31, iss. 4. P. 152–166.
  12. Мищенко Н. Ю. Развитие координационных способностей спортсменов 10–12 лет, занимающихся скалолазанием // Культура физическая и здоровье. 2020. № 2. С. 111–120. https://doi.org/10.47438/1999-3455_2020_2_111
  13. Терентьев С. А., Завьялова О. Б. Выявление особенностей организации тренировочного процесса скалолазов // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 ноября 2018 г. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 203–205. EDN VOVWOQ
  14. Приказ Министерства спорта РФ от 1 июня 2021 г. № 393 Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «скалолазание». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401339210/ (дата обращения: 11.01.2024).
  15. Бухарина М. П. Современные подходы к повышению эффективности тренировочного процесса в скалолазании // Современное образование, физическая культура и спорт: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 25-летию образования факультета зимних видов спорта и единоборств Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, 15 декабря 2015 г. Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2015. С. 31–34. EDN WIVEBX
Поступила в редакцию: 
12.01.2024
Принята к публикации: 
20.01.2024
Опубликована: 
16.02.2024