Для цитирования:

Болотова М. И., Ермакова М. А. Цифровая образовательная среда вуза как средство продвижения ценностей физической культуры // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 80-88. DOI: 10.18500/2782-4594-2022-1-1-80-88, EDN: ISCBQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 294)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796+[378.4:004]
EDN: 
ISCBQ

Цифровая образовательная среда вуза как средство продвижения ценностей физической культуры

Авторы: 
Болотова Марина Ивановна, Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ермакова Марина Аркадьевна, Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Аннотация: 

В современных условиях цифровизации общества все большую значимость приобретают ценности физической культуры как системообразующий фактор здоровья нации. Цель исследования – выявить воспитательный потенциал цифровых технологий в продвижении ценностей физической культуры в образовательной среде вуза. В исследовании участвовали 1569 юношей и девушек первого и второго курсов очной формы обучения государственного медицинского университета г. Оренбурга. Для сбора статистических данных в условиях пандемии были использованы методы анкетирования и глубинного интервью в онлайн-режиме. В результате проведенного исследования у респондентов сформировались базовые цифровые навыки в использовании различных фитнес-приложений для мобильных устройств, программ физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, цифровых инструментов, умных носимых устройств (MHealth-гаджетов), позволяющие мониторить физиологические показатели студентов. Зафиксировано увеличение уровня двигательной активности на онлайн-занятиях с использованием образовательных платформ. Отмечена положительная динамика в ориентации личности обучающегося на здоровье как ценность. Системное внедрение цифровых технологий в преподавание дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту и осмысление их воспитательного потенциала способствовало персонификации процесса обучения; визуализации сред для учебно-тренировочного процесса; расширению форм физкультурно-оздоровительной деятельности; внедрению платформенных решений как пространства педагогических инноваций.

Список источников: 
  1. Розина И. Н. Цифровизация образования. URL: https://ito.1gb.ru/tezises/1027.doc (дата обращения: 10.06.2020).
  2. Беспрозванная П. В., Корф Е. Н., Соколов С. О. Рождены для движения. Всемирный призыв к действиям по повышению физической активности населения. URL: https://el3c7a4144957cea5013-f2eah26d5e83af3ea377013dd602911.r77.cf5.rac... (дата обращения: 15.03.2018).
  3. Лоншакова Н. А., Диниц Г. Н. Характеристика сформированности здорового образа жизни у студенческой молодежи: аналитический отчет. М.: РМАТ, 2018. 62 с.
  4. Запесоцкий А. С. Культурологическое осмысление актуальных проблем современности. Доклады на Международных Лихачевских научных чтениях (1997–2019). СПб.: СПбГУП, 2019. 264 с.
  5. Пономарева Т. А. Интенционные ценности физической культуры студенческой молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2017. Т. 12. № 1. С. 74–81. https://doi.org/10.14526/01_2017_185
  6. Прокопьева С. А., Кудрявцев М. Д. Личностный уровень освоения ценностей физической культуры // VI Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум 2014». URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014004629 (дата обращения: 23.09.2020).
  7. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/proekt_didakticheskoy_koncepcii.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
  8. Стеценко Н. В., Широбакина Е. А. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 22, № 1. С. 35–40.
  9. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation1.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
  10. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. М.: Дом педагогики, 2009. 318 с.
  11. Ganieva Y. N., Kiryakova A. V., Gladkikh V. G., Lopanova E. V., Sazonova A. N., Mitina G. V., Shirokikh O. B. Axiological aspect of student professional training: Matching demand and offers of labor market // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7, iss. 4, July. P. 1255–1261. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.74173
  12. Веснина В. А., Осипов А. Ю., Стародубцева Н. В. Увеличение уровня двигательной активности студентов с помощью использования мобильных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 62, ч. 2. С. 48–52.
  13. Зайцева Н. В., Кульчицкая Ю. В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции / под ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 125–129.
  14. Kraus W. E. Janz K. F. Powell K. E., Campbell W. W. Jakicic J. M., Troiano R. P., Sprow K. T., Piercy K. L. Daily Step Counts for Measuring Physical Activity Exposure and Its Relation to Health // Medicine & Science in Sports & Exercise. June 2019. Vol. 51, iss. 6. P. 1206–1212. https://doi.or/10.1249/MSS.0000000000001932
  15. Global action plan on physical activity 2018–2030: more active people for a healthier world. World Health Organization. Geneva, 2018. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/272721/WHO-NMH-PND-18.5... (дата обращения: 02.02.2020).
  16. The SportsTech Report Advancing Victoria’s startup ecosystem. A KPMG report. August 2019. URL: https://launchvic.org/files/The-SportsTech-Report.pdf (дата обращения: 02.02.2020).
  17. World Health Organization. Global Recommendations on Physical Activity for Health. Geneva, Switzerland: WHO, 2010. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31095078/ (дата обращения: 02.02.2020). 
Поступила в редакцию: 
01.02.2022
Принята к публикации: 
01.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022