Для цитирования:

Орлов А. И., Таланцева В. К., Шиленко О. В., Петрова Т. Н., Кудратова Л. А. О выборе содержания тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов с учетом субъектности соревновательной деятельности // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 4. С. 339-347. DOI: 10.18500/2782-4594-2024-3-4-339-347, EDN: AZVJMS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 26)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.015
EDN: 
AZVJMS

О выборе содержания тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов с учетом субъектности соревновательной деятельности

Авторы: 
Орлов Андрей Иванович, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
Таланцева Валентина Кузьминична, Чувашский государственный аграрный университет
Шиленко Ольга Витальевна, Чувашский государственный аграрный университет
Петрова Татьяна Николаевна, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
Кудратова Лола Абдувасиевна, Ташкентский государственный аграрный университет
Аннотация: 

В настоящее время в практике массового спорта, несмотря на современные тенденции в его развитии, превалирует консервативный подход при выборе средств и методов тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов. Опираясь на результаты проведенных исследований, констатируется, что данный подход практически исчерпал потенциал в своем развитии, что, в свою очередь, актуализирует проблему поиска содержания тренировочного процесса юных спортсменов, потенциально позволяющего повысить его эффективность. Надо отметить, что данная проблема наиболее остро проявляется при выборе содержания тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов на этапах начальной подготовки и спортивной специализации. Тогда как на этапах совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства, в силу ряда причин, она не так выражена, подтверждением чему могут служить успехи российских спортсменов на международной спортивной арене. Решение обозначенной проблемы предлагается осуществить в соответствии с принципом первичности соревновательной деятельности относительно тренировочной, что позволит выявить специфические особенности осуществления конкретного соревновательного упражнения. С учетом данного требования анализируются наиболее распространенные классификации видов спорта, что, по мнению авторов, позволит не только определить место каждого из них в системном их многообразии, но и подобрать более релевантные средства спортивной подготовки. В данном контексте отмечается, что наиболее распространенные классификации видов спорта, отражающие в основном биомеханические и физиологические особенности соревновательной деятельности, не позволяют в полном объеме осуществить феноменологию конкретного вида спорта. На основании этого возможно было бы расширить представление о характере соревновательной деятельности и тем самым арсенал тренировочных средств и методов. В дополнение к уже существующим классификациям видов спорта предлагается оригинальный подход, в котором в качестве классификационного признака рассмотрен характер основного взаимодействия при выполнении соревновательного упражнения. В его рамках разработана матрица, отражающая субъект-субъектные и субъект объектные вида спорта, которые также подразделяются на командные и одиночные. В пределах разработанной матрицы дается краткая психологическая характеристика видов спорта и соревновательных упражнений. С учетом системного подхода вкупе с выделенной субъектностью соревновательной деятельности видится возможным теоретически обосновать необходимость реализации в тренировочном процессе спортсменов массовых разрядов средств целенаправленного развития свойств внимания, предопределяющих результативность соревновательных действий, и методов проблемного обучения при формировании способности к планированию соревновательной деятельности.

Список источников: 
  1. Федоров А. Г. Технико-тактические характеристики соревновательной деятельности кикбоксеров различных стилей ведения поединка // Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения ХМАО-Югры : сборник материалов I городской научно-практической конференции обучающихся г. Ханты-Мансийска (Ханты-Мансийск, 28–29 мая 2019 г.). Ханты-Мансийск : Югорский государственный университет, 2019. С. 81–84. EDN: ULSDSY
  2. Новиков А. А. Основы спортивного мастерства. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Советский спорт, 2012. 254 с. EDN: SULQLD
  3. Серова Л. К. Психологическая классификация видов спорта // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 1 (155). С. 302–306. EDN: YODLAK
  4. Семенова Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта : учеб. пособие. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2015. 104 с. EDN: VGRYXX
  5. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М. : Советский спорт, 2011. 202 с. EDN: QYKIDD
  6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учебник для институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  7. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник. М. : Советский спорт, 2004. 464 с.
  8. Mitchell J. H., Haskell W. L., Raven P. B. Classification of sports // J. Am. Coll. Cardiol. 1994. Vol. 24, iss. 4. P. 864–866. https://doi.org/10.1016/0735-1097(94)90841-9
  9. Mitchell J. H., Raven P. B. Cardiovascular adaptation to physical activity // Physical Activity, Fitness, and Health / eds. C. Bouchard, R. Shephard, Stephen T. Champaign, IL : Human Kinetics, 1994. 286 p.
  10. Asmussen E. Similarities and dissimilarities between static and dynamic exercise // Circ. Res. 1981. Vol. 48, iss. 6, pt. 2. P. 13–10.
  11. Серова Л. К. Психология личности спортсмена: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. 124 с. EDN: ZANLTT
  12. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М. : Физкультура и спорт, 1979. 143 с.
  13. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М. : Физкультура и спорт, 1978. 224 с.
  14. Дерябина Г. И. Краткий курс лекций по спортивной психологии. URL: https://studfile.net/preview/9586751 (дата обращения: 24.10.2023).
  15. Гусейнов А. Ш. Новые тенденции развития психологии спорта: субъектно-бытийный подход // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2016. № 1. С. 62–71. EDN: XACPMH
  16. Психология внимания : учеб. пособие / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : ЧеРо: ОМЕГА-Л, 2005. 856 с. EDN: QXKJOR
  17. Spelke E., Hirst W., Neisser U. Skills of divided attention // Cognition. 1976. № 4. P. 215–230.
  18. Маркиянов О. А., Орлов А. И., Орешкина Т. И. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена // Вестник спортивной науки. 2009. № 2. С. 8–11. EDN: LJWQUV
  19. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М. : Физкультура и спорт, 1988. 272 с.
  20. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб. : Питер, 2002. 138 с. EDN: PVNRAD
  21. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения : в 6 т. Т. 3. М. : Мысль, 1964. 799 с.
  22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.
  23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2005. 713 с. EDN: YWGSVP
Поступила в редакцию: 
13.06.2024
Принята к публикации: 
30.07.2024
Опубликована: 
13.01.2025