Для цитирования:
Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Кудряшов С. В. О личностном подходе в физическом воспитании студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 175-182. DOI: 10.18500/2782-4594-2022-1-2-175-182, EDN: EKOGHH
О личностном подходе в физическом воспитании студентов
В научных публикациях последних лет по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов многие авторы указывают на необходимость использования личностного подхода к каждому студенту, но технологии такого подхода не описываются. Проведенные на кафедре физического воспитания и здоровья РязГМУ исследования показали, что методологической основой личностно ориентированного учебного процесса по физическому воспитанию студентов является системный подход по П. К. Анохину, который нацеливает в процессе любой деятельности получить конечный полезный результат. Отмечаемый у студентов низкий уровень мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями во многом зависит от того, что студенты не знают, какой полезный результат от занятий они получат и когда. Апробированная на кафедре физического воспитания и здоровья РязГМУ в течение многих лет методика индивидуального планирования прироста результатов при сдаче студентами нормативов по физической подготовленности проста для применения, но использование таблиц в каждом вузе должно проводиться с учетом местного контингента обучающихся.
- Воронина Е. Г., Чайченко М. В. Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. 2018. № 61, ч. 4. С. 53–57.
- Жукова Т. В., Горбачева Н. А., Харагургиева И. М. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 34–41.
- Зубов В. Н. Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 2 (28). С. 31–40.
- Коновалова Л. А., Поканинов В. Б. Физическое воспитание студентов с различным уровнем здоровья // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 1. С. 59–66.
- Моисеенко С. А., Замараев В. А. Пути решения проблемы совершенствования профессионально-прикладной подготовленности в области физической культуры студентов медицинских вузов // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы IX научно-практической конференции. Хабаровск : Изд-во ДВГАФК, 2006. С. 107–109.
- Брейкина О. А., Стрельцов В. А., Комарова И. Г., Гончарук С. В. Оптимизация образовательного процесса по физической культуре на медицинском факультете // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, № 2. С. 12–16.
- Евсеев Ю. И. Физическая культура : учебное пособие. Ростов-н/Д : Феникс, 2014. 448 с.
- Лихачев О. Е., Смирнов В. Н. Физическое воспитание студентов : традиции, направления развития // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 1 (107). С. 103–107.
- Прошляков В. Д., Мазикин И. М., Кудряшов С. В. О необходимости усиления силовой подготовки студентов на учебных занятиях по физическому воспитанию // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие (Электронный журнал). 2018. Т. 6, № 1 (20). С. 69–88.
- Шутова Т. Н., Антонова И. Н., Копылова Н. Е., Бочкарева С. И. Деятельностный и компетентностный подходы в совершенствовании физического воспитания студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 300–303.
- Вольский В. В., Коваленко В. Н., Батурин В. Н. Рассмотрение модели физического воспитания студентов на основе накопления ими знаний по здоровому образу жизни // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 84–87.
- Лифанов А. Д., Деменев С. В., Хуснутдинова Р. Г., Кузьмичев В. Д., Блохин С. А. Удовлетворенность процессом физического воспитания студентов в условиях диверсификации физкультурного образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 190–194.
- Мандриков В. Б., Ушакова И. А. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 37–38.
- Толстова Т. И., Шумова А. Л., Прошляков В. Д. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования «физической грамотности» и модели спортивного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300–302.
- Прошляков В. Д., Никитин А. С. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: монография / под ред. В. Д. Прошлякова. СПб. : Эко-Вектор, 2016. 160 с.
- Павлова А. С., Лифанов А. Д., Зенуков И. А. Модернизация занятий физической культурой в вузе на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса // Вестник спортивной науки. 2014. № 2. С. 51–54.
- Хижевский О. В., Купчинов Р. И. Физическое воспитание студентов: монография. Минск : БГПУ, 2019. 404 с.
- Иванов А. В., Прошляков В. Д. Системный подход к обучению студентов медицинского вуза // Физкультура в профилактике и реабилитации. 2004. № 4. С. 40–42.
- Африканов Л. А. Таблица для оценки динамики физической подготовленности в процессе физического воспитания студентов // Прошляков В. Д. Научное наследие кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ : монография. Рязань : ОТС и ОП, 2019. С. 77–102.
- Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. М. : Медицина, 1984. 224 с.