Для цитирования:

Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Кудряшов С. В. О личностном подходе в физическом воспитании студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 175-182. DOI: 10.18500/2782-4594-2022-1-2-175-182, EDN: EKOGHH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 135)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.011.10057.875
EDN: 
EKOGHH

О личностном подходе в физическом воспитании студентов

Авторы: 
Прошляков Владимир Дмитриевич, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Пономарева Галина Владимировна, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Кудряшов Сергей Вячеславович, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Аннотация: 

В научных публикациях последних лет по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов многие авторы указывают на необходимость использования личностного подхода к каждому студенту, но технологии такого подхода не описываются. Проведенные на кафедре физического воспитания и здоровья РязГМУ исследования показали, что методологической основой личностно ориентированного учебного процесса по физическому воспитанию студентов является системный подход по П. К. Анохину, который нацеливает в процессе любой деятельности получить конечный полезный результат. Отмечаемый у студентов низкий уровень мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями во многом зависит от того, что студенты не знают, какой полезный результат от занятий они получат и когда. Апробированная на кафедре физического воспитания и здоровья РязГМУ в течение многих лет методика индивидуального планирования прироста результатов при сдаче студентами нормативов по физической подготовленности проста для применения, но использование таблиц в каждом вузе должно проводиться с учетом местного контингента обучающихся.

Список источников: 
  1. Воронина Е. Г., Чайченко М. В. Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. 2018. № 61, ч. 4. С. 53–57.
  2. Жукова Т. В., Горбачева Н. А., Харагургиева И. М. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 34–41.
  3. Зубов В. Н. Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 2 (28). С. 31–40.
  4. Коновалова Л. А., Поканинов В. Б. Физическое воспитание студентов с различным уровнем здоровья // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 1. С. 59–66.
  5. Моисеенко С. А., Замараев В. А. Пути решения проблемы совершенствования профессионально-прикладной подготовленности в области физической культуры студентов медицинских вузов // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы IX научно-практической конференции. Хабаровск : Изд-во ДВГАФК, 2006. С. 107–109.
  6. Брейкина О. А., Стрельцов В. А., Комарова И. Г., Гончарук С. В. Оптимизация образовательного процесса по физической культуре на медицинском факультете // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, № 2. С. 12–16.
  7. Евсеев Ю. И. Физическая культура : учебное пособие. Ростов-н/Д : Феникс, 2014. 448 с.
  8. Лихачев О. Е., Смирнов В. Н. Физическое воспитание студентов : традиции, направления развития // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 1 (107). С. 103–107.
  9. Прошляков В. Д., Мазикин И. М., Кудряшов С. В. О необходимости усиления силовой подготовки студентов на учебных занятиях по физическому воспитанию // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие (Электронный журнал). 2018. Т. 6, № 1 (20). С. 69–88.
  10. Шутова Т. Н., Антонова И. Н., Копылова Н. Е., Бочкарева С. И. Деятельностный и компетентностный подходы в совершенствовании физического воспитания студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 300–303.
  11. Вольский В. В., Коваленко В. Н., Батурин В. Н. Рассмотрение модели физического воспитания студентов на основе накопления ими знаний по здоровому образу жизни // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 84–87.
  12. Лифанов А. Д., Деменев С. В., Хуснутдинова Р. Г., Кузьмичев В. Д., Блохин С. А. Удовлетворенность процессом физического воспитания студентов в условиях диверсификации физкультурного образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 190–194.
  13. Мандриков В. Б., Ушакова И. А. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 37–38.
  14. Толстова Т. И., Шумова А. Л., Прошляков В. Д. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования «физической грамотности» и модели спортивного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300–302.
  15. Прошляков В. Д., Никитин А. С. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: монография / под ред. В. Д. Прошлякова. СПб. : Эко-Вектор, 2016. 160 с.
  16. Павлова А. С., Лифанов А. Д., Зенуков И. А. Модернизация занятий физической культурой в вузе на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса // Вестник спортивной науки. 2014. № 2. С. 51–54.
  17. Хижевский О. В., Купчинов Р. И. Физическое воспитание студентов: монография. Минск : БГПУ, 2019. 404 с.
  18. Иванов А. В., Прошляков В. Д. Системный подход к обучению студентов медицинского вуза // Физкультура в профилактике и реабилитации. 2004. № 4. С. 40–42.
  19. Африканов Л. А. Таблица для оценки динамики физической подготовленности в процессе физического воспитания студентов // Прошляков В. Д. Научное наследие кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ : монография. Рязань : ОТС и ОП, 2019. С. 77–102.
  20. Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. М. : Медицина, 1984. 224 с.
Поступила в редакцию: 
29.03.2022
Принята к публикации: 
11.06.2022
Опубликована: 
07.11.2022