Для цитирования:

Водолагина И. Ю., Беспалова Т. А., Павленкович С. С. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры и спорта // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 3. С. 241-250. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-3-241-250, EDN: ERZUHP

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 49)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796:378.01
EDN: 
ERZUHP

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры и спорта

Авторы: 
Водолагина Ирина Юрьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Беспалова Татьяна Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Павленкович Светлана Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Обоснована актуальность исследования, определяемая спецификой подготовки студентов старших курсов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», связанная в рамках нашего исследования с количеством контактной работы и особенностью профессиональной подготовки, а также личным опытом студентов. Доказано, что изучение особенностей формирования профессиональной компетенции у студентов позволит сформировать профессиональную компетенцию, а также в дальнейшем оптимизировать процесс ее формирования. Выявлены особенности формирования профессиональной компетенции (ПК-1) у студентов старших курсов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура». Конкретизировано педагогическое понятие «профессиональная компетентность учителя физической культуры» на примере ПК-1, определены ее качественные характеристики; осуществлена диагностика сформированности профессиональной компетентности ПК-1 будущих учителей физической культуры; выявлены особенности ее формирования у студентов, обучающихся на очной форме обучения.

Список источников: 
  1. Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н., Фирсова Т. Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148–166. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: HIEJNY
  2. Фирсова Т. Г., Горина Е. Н., Бочарова Е. Е. Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности педагогического института Саратовского государственного университета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1 (53). С. 90–100. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2025-14-1-90-100, EDN: WTFPBY
  3. Маркова А. Н., Сергеева М. В. Основы формирования профессиональных компетенций у студентов – будущих педагогов (постановка вопроса) // Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития : материалы II Все- российской научно-практической конференции (Москва, 6 марта 2020 г.). М. : Московский государственный областной университет, 2020. С. 157–161. EDN: OXTCQQ
  4. Федорова Р. З., Махмутова Г. Ф. Компетенция и компетентность в современном образовании // Актуальные исследования. 2020. № 5 (8). С. 75–79. EDN: QHPKSY
  5. Хмельницкая О. Н., Мавродина Ю. Н., Васильева Н. В. Совершенствование форм практико-ориентированного обучения // Kant. 2021. № 4 (41). С. 316–323. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2021-41.58, EDN: ZOCDHC
  6. Каско Ж. А., Евсеева Ю. А. Практико-ориентированность как важнейшая тенденция формирования профессиональной компетентности будущего учителя в вузе // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3, ч. 1. С. 296–302. https://doi.org/10.34670/AR.2022.92.89.064, EDN: ZUEKLY
  7. Федорова М. А. Обоснование термина «профессиональная самореализация студентов» // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 4. С. 252–255. https://doi.org/10.55355/snv2023124313, EDN: HOOVXQ
  8. Беришвили О. Н., Плотникова С. В. Качество профессиональной подготовки // Инновации в системе высшего образования : сборник научных трудов Национальной научно-методической конференции (Самара, 21 октября 2021 г.). Кинель : Самарский государственный аграрный университет, 2021. С. 176–179.
  9. Тулиглович М. А. Учебно-методическая система как значимое направление деятельности образовательного учреждения высшего образования // Наука и образование. Вестник Хабаровского края. 2024. № 2. С. 45–49. EDN: NEIHHZ
  10. Геращенко А. М., Бус Т. В., Казарян А. Р., Шапошникова Т. Л., Шапошников В. Л. Индекс разнообразия решаемых задач как критерий поведенческого компонента компетенций // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1 (156). С. 158–164. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.017, EDN: DSXBPV
  11. Ян М. Компетентностный подход в профессиональной подготовке в педагогическом вузе // Рефлексия. 2023. № 2. С. 62–66. EDN: AFQVEM
  12. Шипилина Л. А. Проблемы реализации компетентностно-ориентированного образования в методологическом контексте // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3 (93). С. 172–185. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2021-93-3-172-185, EDN: LDCDDS
  13. Костиков К. Н., Власов М. В., Пужаев В. В. Современные тенденции развития физической культуры высшего образования // Обществознание и социальная психология. 2022. № 13, ч. 3 (43). С. 69–72. EDN: TXKOVV
  14. Дубров А. А. Профессиональные компетенции преподавателей физической культуры для реализации ин- клюзивного образования // Актуальные проблемы, со- временные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 18– 19 мая 2023 г.). М. : Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2023. С. 52–57. EDN: DWPKDM
  15. Банк О. П. Инновационные подходы в организации физической культуры и спорта в системе высшего образования // Традиции и инновации в физической культуре и спорте : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Астрахань, 26 апреля 2024 г.). Астрахань : Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2024. С. 5–6.
  16. Стафеева А. В. Анализ профессиональных компетенций учителей физической культуры в условиях обновленного содержания образования // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Т. 15, № 1, ч. 1. С. 151–169. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-449, EDN: OOTJWG
Поступила в редакцию: 
10.07.2025
Принята к публикации: 
30.07.2025
Опубликована: 
24.09.2025