Для цитирования:
Бриленок Н. Б., Павленкович С. С. Физическая подготовленность футболистов сборной команды университета на разных этапах соревновательного сезона // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 89-97. DOI: 10.18500/2782-4594-2022-1-1-89-97, EDN: RKPNM
Физическая подготовленность футболистов сборной команды университета на разных этапах соревновательного сезона
В статье проведен сравнительный анализ показателей физической и функциональной подготовленности студентов-футболистов с разным уровнем физического здоровья в начале и конце соревновательного сезона. В качестве респондентов выступали футболисты сборной команды Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, входящей в премьер-группу Национальной студенческой футбольной лиги. Объем выборки составили 35 студентов-футболистов в возрасте от 18 до 25 лет. Уровень здоровья определяли с помощью экспрессметодик В.И. Белова и Р.М. Баевского. Функциональную подготовленность организма исследовали по параметрам сердечно-сосудистой системы. Физическую подготовленность оценивали на основании комплекса стандартных двигательных тестов. Выявлены 2 группы студентов-спортсменов со средним и высоким уровнем здоровья. Установлено, что для большинства футболистов характерен высокий уровень здоровья, удовлетворительная адаптация организма к физическим нагрузкам, отличный и хороший уровень общей и специальной физической подготовленности в начале соревновательного сезона. У футболистов со средним уровнем здоровья выявлено напряжение адаптационных механизмов, хорошие и средние показатели физической подготовленности. В конце соревновательного сезона у футболистов со средним уровнем здоровья отмечается более выраженное напряжение адаптационных механизмов, снижение функциональной подготовленности и скоростной выносливости по сравнению с фоновыми исследованиями. У игроков с высоким уровнем здоровья сохраняется удовлетворительная адаптация, улучшаются показатели общей и специальной физической подготовленности.
- Налоева Л. Б. Состояние здоровья населения как важнейшая задача социального государства // Коммуникология: электрон. науч. журн. 2018. № 1. С. 6–11. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35585674_95592782.pdf (дата обращения: 11.11.2021)
- Сапегина Т. А., Ольховская Е. Б. Здоровье студентов как главный фактор формирования конкурентоспособности будущих специалистов // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 260– 264.
- Туровский А. Н. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 132–134.
- Челнокова Е. А., Слюзнева К. В., Агаев Н. Ф. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 6, ч. 2. С. 239–242.
- Бриленок Н. Б. Самооценка личности футболистов как фактор их готовности к условиям соревновательной деятельности // Актуальные проблемы здоровья, физической культуры и спорта на современном этапе: сборник научных трудов, посвященный 110-летию СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 101–105.
- Григоревич И. В., Капитонова Е. П., Шалимо И. А., Шишкина З. А. Физическое воспитание в вузе как важнейший компонент воспитания личности студента // Общественные и гуманитарные науки: материалы 84-й науч.-техн. конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием), Минск, 03–14 февраля 2020 года. Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2020. С. 453–454.
- Смирнова Н. О. Влияние спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на профессиональное становление студентов вуза // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 416–419.
- Курицын С. А., Лушников М. С. Соревнования по футболу как эффективное средство физического воспитания студентов вуза // Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направления развития. Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова, 2016. С. 262–264.
- Павленкович С. С. Уровень физического здоровья студентов как необходимое условие совершенствования системы здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой в вузах // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М.: Академия социального управления, 2020. № 2-1. С. 233–240.
- Кононов В. А., Стрижков А. П. Влияние занятий физической культурой и спортом на повышение уровня физической подготовленности и здоровье студентов // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19 ноября 2020 года. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2021. С. 199–204.
- Лексаков А. В. Оценка подготовленности футболистов при формировании сборных команд // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения сборник статей по материалам XI научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 апреля 2021 года. М.: Лика, 2021. С. 178–179.
- Губа В. П., Лексаков А. В. Эффективность организации многолетней подготовки спортивного резерва в футбольных спортивных школах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 3. С. 54.
- Баевский Р. М., Агаджанян Н. А., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
- Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Retorika, 2001. 560 с.
- Барчуков И. Б. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: КноРус, 2011. 368 с.