Для цитирования:

Бриленок Н. Б., Павленкович С. С. Физическая подготовленность футболистов сборной команды университета на разных этапах соревновательного сезона // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 89-97. DOI: 10.18500/2782-4594-2022-1-1-89-97, EDN: RKPNM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 166)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796:332+796.015.132-057.875
EDN: 
RKPNM

Физическая подготовленность футболистов сборной команды университета на разных этапах соревновательного сезона

Авторы: 
Бриленок Наиля Булатовна, Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Павленкович Светлана Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье проведен сравнительный анализ показателей физической и функциональной подготовленности студентов-футболистов с разным уровнем физического здоровья в начале и конце соревновательного сезона. В качестве респондентов выступали футболисты сборной команды Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, входящей в премьер-группу Национальной студенческой футбольной лиги. Объем выборки составили 35 студентов-футболистов в возрасте от 18 до 25 лет. Уровень здоровья определяли с помощью экспрессметодик В.И. Белова и Р.М. Баевского. Функциональную подготовленность организма исследовали по параметрам сердечно-сосудистой системы. Физическую подготовленность оценивали на основании комплекса стандартных двигательных тестов. Выявлены 2 группы студентов-спортсменов со средним и высоким уровнем здоровья. Установлено, что для большинства футболистов характерен высокий уровень здоровья, удовлетворительная адаптация организма к физическим нагрузкам, отличный и хороший уровень общей и специальной физической подготовленности в начале соревновательного сезона. У футболистов со средним уровнем здоровья выявлено напряжение адаптационных механизмов, хорошие и средние показатели физической подготовленности. В конце соревновательного сезона у футболистов со средним уровнем здоровья отмечается более выраженное напряжение адаптационных механизмов, снижение функциональной подготовленности и скоростной выносливости по сравнению с фоновыми исследованиями. У игроков с высоким уровнем здоровья сохраняется удовлетворительная адаптация, улучшаются показатели общей и специальной физической подготовленности.

Список источников: 
  1. Налоева Л. Б. Состояние здоровья населения как важнейшая задача социального государства // Коммуникология: электрон. науч. журн. 2018. № 1. С. 6–11. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35585674_95592782.pdf (дата обращения: 11.11.2021)
  2. Сапегина Т. А., Ольховская Е. Б. Здоровье студентов как главный фактор формирования конкурентоспособности будущих специалистов // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 260– 264.
  3. Туровский А. Н. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 132–134.
  4. Челнокова Е. А., Слюзнева К. В., Агаев Н. Ф. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 6, ч. 2. С. 239–242.
  5. Бриленок Н. Б. Самооценка личности футболистов как фактор их готовности к условиям соревновательной деятельности // Актуальные проблемы здоровья, физической культуры и спорта на современном этапе: сборник научных трудов, посвященный 110-летию СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 101–105.
  6. Григоревич И. В., Капитонова Е. П., Шалимо И. А., Шишкина З. А. Физическое воспитание в вузе как важнейший компонент воспитания личности студента // Общественные и гуманитарные науки: материалы 84-й науч.-техн. конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием), Минск, 03–14 февраля 2020 года. Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2020. С. 453–454.
  7. Смирнова Н. О. Влияние спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на профессиональное становление студентов вуза // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 416–419.
  8. Курицын С. А., Лушников М. С. Соревнования по футболу как эффективное средство физического воспитания студентов вуза // Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направления развития. Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова, 2016. С. 262–264.
  9.  Павленкович С. С. Уровень физического здоровья студентов как необходимое условие совершенствования системы здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой в вузах // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М.: Академия социального управления, 2020. № 2-1. С. 233–240.
  10. Кононов В. А., Стрижков А. П. Влияние занятий физической культурой и спортом на повышение уровня физической подготовленности и здоровье студентов // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19 ноября 2020 года. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2021. С. 199–204.
  11. Лексаков А. В. Оценка подготовленности футболистов при формировании сборных команд // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения  сборник статей по материалам XI научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 апреля 2021 года. М.: Лика, 2021. С. 178–179.
  12.  Губа В. П., Лексаков А. В. Эффективность организации многолетней подготовки спортивного резерва в футбольных спортивных школах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 3. С. 54.
  13. Баевский Р. М., Агаджанян Н. А., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
  14. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Retorika, 2001. 560 с.
  15. Барчуков И. Б. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: КноРус, 2011. 368 с.
Поступила в редакцию: 
17.01.2022
Принята к публикации: 
01.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022