Для цитирования:

Чернышев С. В., Саблин А. Б., Разинков Д. В. Эффективность внедрения цифровых технологий на занятиях по физической культуре в образовательных организациях высшего образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2025. Т. 4, вып. 3. С. 251-256. DOI: 10.18500/2782-4594-2025-4-3-251-256, EDN: EBCMMC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 87)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
796.015-057.875:004
EDN: 
EBCMMC

Эффективность внедрения цифровых технологий на занятиях по физической культуре в образовательных организациях высшего образования

Авторы: 
Чернышев Станислав Владимирович, Московский технический университет связи и информатики
Саблин Андрей Борисович, Московский технический университет связи и информатики
Разинков Дмитрий Викторович, Московский технический университет связи и информатики
Аннотация: 

Представлены результаты исследования, направленного на оценку эффективности применения цифровых технологий в процессе проведения занятий по физической культуре в образовательных организациях высшего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Исследование было проведено на базе Московского технического университета связи и информатики с участием 240 студентов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. В рамках цифровой модели были использованы онлайн- платформы, мобильные приложения и фитнес-гаджеты для отслеживания физической активности, пульса, моторной плотности занятий и уровня мотивации студентов. Особое внимание уделено включению в учебный процесс упражнения «берпи» как функционального элемента, интегрируемого в программы цифровых технологий, используемых на занятиях. В ходе исследования установлено, что у студентов повысилась выносливость, вовлеченность, мотивация и функциональная подготовленность. Средний показатель частоты сердечных сокращений во время занятий в экспериментальной группе достиг аэробного уровня, в то время как в контрольной группе оставался на нижней границе. Онлайн-форматы способствовали снижению пропусков занятий и росту интереса к физической культуре. Полученные данные подтверждают эффективность цифровых технологий и функциональных упражнений в организации физвоспитательной работы в условиях современной образовательной среды.

Список источников: 
  1. Ахметшин Ч. И., Хамидуллин П. Р. Обучение физическому воспитанию с использованием цифровых технологий // Вопросы педагогики. 2019. № 10, ч. 1. С. 7–9. EDN: WVJWLF
  2. Тычкина К. А., Сегал Н. А. Информационные технологии в организации самостоятельных занятий по физической культуре студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 130–140. EDN: HIAJJD
  3. Артемов А. Д. Влияние цифровизации на физическую культуру и профессиональную физическую подготовку спортсменов в России // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 28–34. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-28-34, EDN: BFVJNW
  4. Саблин А. Б., Чернышев С. В., Корнеев Р. А. Организация занятий по физической культуре в высших учебных заведениях с использованием дистанционных образовательных технологий // Технологии информационного общества : сборник трудов XVI Международной отраслевой научно-технической конференции (Москва, 02–03 марта 2022 г.). М. : ООО «Издательский дом Медиа паблишер», 2022. С. 347–349. EDN: RUIPHJ
  5. Щедрина А. С. Развитие выносливости с помощью упражнения берпи // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций» и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности (Елец, 13 апреля 2017 г.). Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. С. 126–127. EDN: YNNBQR
  6. Полевой Г. Г., Саблин А. Б., Чернышев С. В. Влияние берпи на выносливость и быстроту школьников // Теория и практика физической культуры. 2023. № 1. С. 78–80. EDN: GIORTC
  7. Гаучи И., Карева Ю. Ю., Ефименко К. В., Марьина Н. В. Цифровые технологии в физическом воспитании студентов вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 8 (198). С. 48–53. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p48-53, EDN: DPPSWL
  8. Алексина А. О., Левченко А. В., Ефимов К. Ю. Использование инновационных технологий в обучении физической культуре и спорту: влияние виртуальной реальности и симуляторов на обучающий процесс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 5. С. 146–159. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11069, EDN: KCODEG
  9. Дмух О. В., Бубунаури А. Т., Петрова С. С., Осипов А. Ю. Цифровые технологии в физическом воспитании студентов (опыт российских и зарубежных специалистов) // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 325–330. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.64.684, EDN: BFJYKZ
  10. Белякова П. Е. О современных тенденциях цифровизации физического воспитания студентов вузов // Горизонты науки : сборник научных трудов VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Смоленск, 20 апреля 2022 г.). Вып. 6. Смоленск : Маджента, 2022. С. 14–21. EDN: EZQCGA
  11. Озерова О. А. Цифровые технологии в физическом воспитании студентов // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 80–87. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-80-87, EDN: TAVUTB
  12. Кошкина Т. В. Внедрение цифровых технологий в практику физического воспитания студентов в вузе: результаты опроса преподавателей и студентов Марийского государственного университета // Вектор науки ТГУ. Серия : Педагогика, психология. 2023. № 3. С 27–35. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-3-27-36, EDN: HKPOHH
  13. Polevoy G. G., Sablin A. B. The influence of burpee on the distribution of attention of schoolchildren 15–16 years old // Archives of Pharmacy Practice. 2022. Vol. 13, № 3. P. 29–32. https://doi.org/10.51847/VxakPn8c6W
Поступила в редакцию: 
12.05.2025
Принята к публикации: 
30.06.2025
Опубликована: 
24.09.2025